«Большой город» (журнал)
«Большо́й го́род», московское издание о городской жизни, выходившее с 2002 по 2014 гг. Изначально журнал выпускал издательский дом «Афиша», в 2010 г. его приобрёл медиахолдинг «Дождь» (признан иностранным агентом).
Первым главным редактором «Большого города» был С. А. Мостовщиков, в сентябре 2003 г. его сменил О. Р. Алямов. С 20 августа 2004 по 10 октября 2007 гг. журналом руководил А. Г. Казаков. С октября 2007 по июнь 2012 гг. главным редактором был Ф. В. Дзядко, с июня 2012 по июнь 2013 гг. – А. Ю. Мунипов. С 24 июня 2013 по 12 марта 2014 гг. главным редактором издания работала К. Чудинова.
Журнал выходил раз в две недели и, за исключением небольшого периода в 2009–2010 гг., распространялся бесплатно в кафе, ресторанах, магазинах. Издание можно было найти в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Самаре, Ростове-на-Дону. В 2011 г. сайт был перезапущен и превратился в отдельное медиа со своими рубриками и материалами. Последний раз сайт bg.ru обновился 22 марта 2016 г. В разные годы в журнале публиковались журналисты, критики, публицисты, такие как Е. М. Кронгауз, Е. Ю. Дёготь, А. Можаев, А. Васильев, Л. С. Рубинштейн и др.
В 2002–2003 гг. «Большой город» выпускался на газетной бумаге, имел литературно-краеведческий уклон, был ориентирован на интеллигенцию. Главный редактор Мостовщиков отмечал, что ему хотелось выпускать 200-страничное издание «на плохонькой бумажке», где помимо журналистских материалов было бы много объявлений горожан, например о покупке или обмене вещей, о пропаже животных (Дементьева. 2014).
Важной составляющей журнала был литературный проект писательницы Кати Метелицы «Хроника подвига Луизы Ложкиной». Дневник вымышленного персонажа, «квартирного маклера Луизы Ложкиной», публиковался на последних страницах журнала. Другой примечательной рубрикой был «Внешний вид», где печатались фотографии москвичей, встреченных корреспондентами на улицах. Люди рассказывали об одежде и аксессуарах, о своём образе жизни.
На первых этапах работы издание затрагивало широкий круг городских, лайфстайл-, культурных и социальных тем от чемпионата мира по футболу до детской беспризорности. В отличие от «Афиши» «Большой город» в меньшей степени был сосредоточен на модной молодёжи и престижном потреблении. Для журнала была характерна мягкая, ироничная интонация и фокус на разговоре с той социальной стратой, к которой принадлежала сама редакция. Журнал сторонился мейнстримной повестки, искал в городе «тихие заводи», разрабатывал периферийные, иногда маргинальные сюжеты («Большой Город»: Upgrade ... 2005).
Под руководством А. Г. Казакова в 2004–2007 гг. журнал стал цветным, глянцевым, в большей мере ориентированным на лайфстайл-сюжеты и был ориентирован на новый тип молодых активных горожан – хипстеров. В журнале публиковалась колонка вымышленного персонажа – Алёны Лыбченко. Под этим псевдонимом в разное время работали журналисты Э. Дорожкин, О. В. Кашин (признан иностранным агентом) и сам главный редактор. Лыбченко выступала в роли медиаэксперта, делилась с читателями слухами из мира СМИ. Важное место в «Большом городе» занимала регулярная колонка арт-критика Е. Ю. Дёготь. Дёготь анализировала с точки зрения искусствоведения бытовые предметы.
Третья инкарнация «Большого города» связана с именем журналиста Ф. В. Дзядко. Придя в журнал из российского Esquire, он выдвинул новую концепцию издания. Журнал начал уделять много внимания социальной и политической повестке, а на обложках стали печатать лозунги. Каждый номер носил программный характер и создавался как отдельная книга. Редакция стала регулярно проводить акции социального толка, например предлагала известным людям передвигаться по Москве на колясках, чтобы оценить, насколько город адаптирован к потребностям инвалидов. Собственно «городская» тематика часто уходила на задний план. Журнал фокусироваться на вопросах, которые обсуждают горожане, на темах, которыми дышит город.
«Большой город» постоянно испытывал проблемы с окупаемостью, большую часть своей истории он был убыточным. Это побуждало владельцев пробовать разные концепции и маркетинговые модели. Изначально журнал планировал зарабатывать на классифайдной рекламе, т. е. на объявлениях небольших городских бизнесов: баров, парикмахерских, небольших магазинов.