GQ (российская версия журнала)
GQ (Gentlemen's Quarterly), российская версия международного глянцевого мужского журнала, выходит с 2001 г. Журнал является одним из символов «эпохи гламура». Выпускается издательским домом Condé Nast, в марте 2022 г. GQ приостановил вещание на территории РФ до дальнейшего уведомления.
Первые несколько номеров выпущены под руководством журналиста Р. Р. Петрова. Затем издание возглавил журналист А. Зимин. В 2003 г. состав редакции почти полностью сменился, а главным редактором стал журналист Н. Ф. Усков, занимавший этот пост до 2012 г. С 2012 по 2014 гг. возглавлял GQ писатель М. Идов, с 2014 по 2016 гг. – сценарист К. Н. Белов. С 2016 г. должность главного редактора журнала GQ занимает И. Гаранин.
В 2003 г. издание учредило премию «Человек года GQ», лауреатами которой в разные годы становились блогер и журналист Ю. А. Дудь (признан иноагентом) бизнесмен З. Г. Магомедов, режиссёр К. Ю. Богомолов, футболист А. С. Аршавин и др.
GQ представляет пример интеллектуального глянца. В GQ больше лайфстайл-составляющей и меньше оппозиционности. При А. Зимине глянцевому мужскому журналу, живущему внутри крупной издательской корпорации, удавалось придерживаться независимой редакционной политики. Зимин вспоминает, что никогда не думал об аудитории в категориях пола и возрастного состава, а делал журнал, который был бы интересен ему самому и его друзьям. По его словам, в журнале были «фиги в кармане», «малопонятные сравнения», «внутренние шутки» и «аллюзии на литературу». Он описывал выпуск журнала как «литературно-художественную игру» (История русских медиа 1989–2011. 2011. Гл. 3).
После того как А. Зимина сменил Н. Усков, редакционная политика изменилась. Журнал начал уделять больше внимания моде, развлечениям, стилю жизни и роскошному потреблению. Издание стало одним из символов потребительской культуры 2000-х гг. Писатель С. С. Минаев вспоминал, что журнал можно было увидеть на столике в модном ресторане или в кабинете чиновника администрации президента. Высказывания Ускова о том, что роскошь стала российской национальной идеей, широко тиражировались СМИ (Минаев. 2020).
GQ под редакцией Н. Ускова привлёк в качестве авторов таких людей как архитектурный критик Г. И. Ревзин, телеведущая К. А. Собчак, писатель Э. В. Лимонов, журналистка К. Я. Соколова, писатели Д. Л. Быков, Виктор В. Ерофеев, Михаил Идов и др. Героями журнала становились бизнесмены М. Д. Прохоров и В. О. Потанин.
Н. Усков не видел конфликта между развлекательным контентом и более серьёзным материалами. По его мнению, по мере удовлетворения базовых и статусных потребностей (например, в яхтах, ресторанах и дизайнерской одежде) успешные люди начинают обращать всё более пристальное внимание на вопросы, не связанные напрямую с личным потреблением (Минаев. 2021).
Важной составляющей журнала были острые интервью, которые колумнисты издания К. Собчак и К. Соколова брали у самых разных героев от бизнесмена Б. А. Березовского до модельеров Доменико Дольче и Стафано Габбана. В период редакторства Н. Ускова для журнала снимали С. Кляйн, А. Лейбовиц, Т. Ричардсон, Слава Филиппов, Влад Локтев и другие фотографы.
М. Идов изменил редакционную политику в соответствии со своими представлениями о качественной журналистике. В интервью телеведущему Е. Ю. Додолеву он признался, что не любит жанр колонки и потому перестал печатать такие материалы в журнале. Идов решил сделать акцент на больших репортажах, «профайлах», расследованиях. Он гордился тем, что ему удалось привлечь таких авторов, как О. М. Герасименко, Е. Мостовщиков и А. П. Гаррос. Себе в заслугу Идов ставил также развитие связей с американскими и европейскими коллегами. Он подчёркивал, что американский, европейские, турецкий и южноафриканский GQ охотно перепечатывают материалы российской версии. Позднее Идов называл свой опыт в GQ «полным провалом». Он признавался, что мечтал получить аудиторию «Афиши» и «Большого города», но не учёл, что тех отпугнёт сам бренд GQ. По мнению Идова, читателям «Афиши» было настолько неприятно видеть в издании рекламу одежды и аксессуаров, что они не были готовы открыть GQ даже ради сильных журналистских материалов. Поэтому, как считает Идов, журнал, который он редактировал, «не оставил никакого следа» (Карцев. 2019).
На смену М. Идову пришёл его заместитель сценарист К. Н. Белов. При его назначении руководство издательского дома отметили его опыт в глянце и чувство юмора. Ярко выраженной редакционной политики новый руководитель не проводил.
Журналист И. Гаранин, занявший должность главного редактора в 2016 г. имел опыт работы не только в СМИ, но и в мире моды. В первой половине 2000-х гг. он работал в компании Bosco di Ciliegi, где занимался закупками для бутиков Kenzo и Hugo Boss. По словам президента компании Condé Nast Россия А. Гиговской, Гаранин должен был добиться в журнале единства формы и содержания, создать «коктейль из качественной журналистики и понимания люкса» (Назначен новый главный редактор журнала GQ Россия. 2016). Гаранин отмечал, что в 2020 г. аудитория GQ состояла из двух типов читателей: люди, которые были с журналом 20 лет и «на обложке всегда ждут Брэда Питта», и успешная молодёжь, которой хотелось ориентироваться при выборе кроссовок не только на социальные сети, но и на экспертное мнение. Развивая отношения с молодым сегментом аудитории, GQ выпустил номер с блогером Даней Милохиным на обложке, подготовил материал о рэпере Моргенштерне (признан иноагентом) («Никому не интересно рассматривать ваш бардак»: главный редактор GQ Игорь Гаранин о стиле. 2020).