Селенгинско-даурская культура
Селенги́нско-дау́рская культу́ра, археологическая культура эпохи энеолита и ранней бронзы (конец 3-го – середина 2-го тыс. до н. э.) в степях и лесостепях на территории Восточной, Центральной Монголии и Южного Забайкалья. Выделена А. Д. Цыбиктаровым в начале 2000-х гг. Названа по крупнейшей реке Монголии – Селенга и наименованию степных районов Южного Забайкалья – Даурия.
Представлена стационарными поселениями, стоянками, погребениями, наскальными рисунками и многочисленными случайными находками отдельных предметов. Поселения располагаются по берегам рек и озёр (мощность культурного слоя достигает 30–50 см). Наиболее распространённые находки на памятниках селенгинско-даурской культуры включают разнообразные изделия из камня, кости, металла; керамику, большое количество костей диких (косуля, лось, благородный олень-марал, кабан, сайга) и домашних животных (лошадь, корова, длиннорогий бык, овца).
Глиняная посуда изготавливалась методом выколачивания с помощью лопаточки, обмотанной нитями или пучком травы. Наряду с сохранением остродонной и круглодонной керамики появляются сосуды с отогнутым наружу округлым венчиком и плоским дном. Нередко венчики имеют треугольные утолщения-карнизики. Наиболее распространённый орнамент – горизонтальные полосы. Реже встречаются простейшие геометрические узоры в виде треугольников, взаимопроникающих фигур. Орнамент выполнялся в накольчатой, отступающей и прочерченной технике и наносился, как правило, на верхнюю часть сосудов, иногда – на всю поверхность и внутреннюю сторону венчиков. Появляется декор в виде накладных рассечённых валиков. Каменный и костяной инвентарь включает наконечники стрел, дротиков, скребки, вкладыши, проколки, скрёбла, ножевидные пластины, стерженьки рыболовных крючков, заготовки блесны в форме рыбки, молоты, песты, зернотёрки, роговые гарпуны, шилья, иглы и т. д. В обработке камня происходит кризис техники торцового нуклеуса и пластинчатой индустрии, возрастает число отщепов и колотых галек, а также удельный вес орудий из них. Следует особо отметить присутствие на памятниках земледельческих орудий: колец-утяжелителей, каменных и костяных мотыг. Свидетельствами знакомства с металлом и его плавкой являются как отдельные изделия из него, так и орудия, связанные с металлообработкой: каменные молоты с широкой ударной частью и пояском для крепления к рукоятке, песты, орудия, похожие на кирки, фрагменты глиняных льячек, капельки металла. Аналогии инвентарю известны, в основном, в степной и лесостепной зонах от Западной Сибири до Прибайкалья и Северо-Восточного Китая на памятниках энеолита и ранней бронзы.
Погребения представлены могильниками и одиночными захоронениями. В погребальном обряде выделяется три типа. Для ранних погребений характерна неолитическая традиция практически необозначенных на поверхности сидячих захоронений. Они сменяются невысокими овальными кладками курганного типа (длина до 4–6 м) с могильными ямами глубиной до 1 м. Захоронения, в основном, производились на боку или спине с согнутыми в коленях ногами. Наиболее поздний тип погребений представлен кладками прямоугольной формы (толщина до 70 см, длина до 7,5 м) с вытянутым на спине трупоположением. В захоронениях появляются кости домашних животных. Наземные кладки, трупоположения, ориентация головой на восток, характерные для захоронений второго и третьего типов, свидетельствуют о смене концепции погребального обряда степного населения в эпоху раннего металла. В этих новациях проявились закономерности, выявленные для степных культур Евразии эпохи энеолита и ранней бронзы, где курганные захоронения повсеместно появляются одновременно с началом использования металла. Изменения также произошли в облике и семантике петроглифов селенгинско-даурской культуры. Для них характерно наличие сюжетов в виде пятен, фигур людей (как одиночных, так и расположенных рядами), семантику которых исследователи связывают с культом плодородия. Жертвенники в виде оградок, располагавшиеся рядом с ними, наряду с другими находками содержали кости домашних животных – челюсти коровы, овцы, лошади.
Палеоэкономика селенгинско-даурской культуры носила комплексный характер. Она сочетала отрасли развитого присваивающего хозяйства (охота, рыболовство, собирательство) и набиравшего силу производящего хозяйства (скотоводство и земледелие), зародившегося в регионе ещё в период неолита в 3-м тыс. до н. э. Были развиты и различные виды домашнего производства, связанные с обработкой камня, кости, дерева, изготовлением глиняной посуды и т. д. Они дополнялись появившейся металлообработкой. При этом прежние присваивающие виды занятий ещё не отошли на второй план, а новые ещё не стали ведущими отраслями. Изменения хозяйственного уклада отразились и на духовной культуре – ломались старые представления, появлялись новые нормы, обычаи, традиции.
Формирование селенгинско-даурской культуры произошло вследствие трансформации неолитических культур Южного Забайкалья и Монголии в результате освоения приёмов обработки меди и бронзы. Кроме того, усиление аридизации климата в конце 3-го – начале 2-го тыс. до н. э. способствовало ухудшению условий для развития земледелия и ограничивало возможности охоты и рыболовства (за счёт сокращения лесных массивов, пересыхания небольших речек и озёр). Расширение степных пространств – прекрасных пастбищ – стимулировало развитие скотоводства. Однако трансформация климата протекала постепенно, поэтому изменение соотношения разных видов хозяйственной деятельности в пользу скотоводства происходило, вероятно, также достаточно плавно.
В антропологическом отношении носители селенгинско-даурской культуры относились к северной сибирской ветви большой монголоидной расы и своим происхождением были связаны с населением региона периода неолита.