Кропачев Николай Михайлович
Кро́пачев Никола́й Миха́йлович (род. 8.2.1959, Ленинград, ныне Санкт-Петербург), российский учёный-правовед, ректор Санкт-Петербургского государственного университета, специалист в области образовательного права, уголовного права и криминологии, общей теории права, профессор, член-корреспондент РАН, доктор юридических наук.
В 1981 г. окончил юридический факультет Ленинградского государственного университета (ЛГУ; ныне Санкт-Петербургский государственный университет, СПбГУ) и поступил там же в аспирантуру на кафедру уголовного права. В 1984 г. под научным руководством профессора Н. А. Беляева защитил кандидатскую диссертацию «Уголовные правоотношения». В 2000 г. защитил докторскую диссертацию «Механизм уголовно-правового регулирования».
С 1985 г. начал работать на кафедре уголовного права ЛГУ: занимал должности ассистента (до 1991), старшего преподавателя (1991), доцента (1991–2001).
С 1992 г. декан специального факультета СПбГУ по переподготовке кадров по юридическим наукам. В 1993–1998 гг. первый заместитель декана, в 1998–2010 гг. декан юридического факультета СПбГУ. С 2003 г. профессор на кафедре уголовного права. В 2006–2008 гг. совмещал работу в должности первого проректора СПбГУ с обязанностями декана.
В 2008 г. на конференции представителей трудового коллектива и обучающихся СПбГУ избран ректором. Указами Президента РФ трижды назначался на должность ректора СПбГУ: в 2009, 2014 и 2019 гг.
В 2000–2005 гг. председатель Уставного суда Санкт-Петербурга. Имеет ранг действительного государственного советника Санкт-Петербурга 1-го класса.
Автор более 120 научных трудов, посвящённых образовательному праву и функционированию системы государственных вузов, проблемам языковой политики и государственного языка, механизму уголовно-правового регулирования, юридической ответственности, вопросам совершенствования государственного управления и политики в сфере предупреждения правонарушений.
Начинал научную деятельность с исследования природы уголовных правоотношений, обоснования их регулятивно-охранительного характера. В центре внимания этих исследований находилось и уголовно-правовое поведение как социально значимое, предусмотренное уголовно-правовыми нормами и влекущее правовые последствия. Один из наиболее значимых научных трудов в этой области – монография «Уголовно-правовое регулирование. Механизм и система» (1999), подготовленная в период формирования нового российского уголовного законодательства. В работе представлены результаты нестандартного подхода к анализу механизма уголовно-правового регулирования, позволившие принципиально расширить традиционный предмет науки уголовного права, выйти за пределы собственно юридических норм и обратиться к оценке социальной действительности в широком смысле. В результате новым объектом исследований стала социальная обусловленность уголовного права, социальные и социально-психологические механизмы его действия. Авторская концепция разъясняет, какие явления социальной жизни обусловливают появление и существование уголовно-правового регулирования общественных отношений. В связи с этим особое место в научной деятельности Кропачева занимает изучение роли судебного прецедента, правовых позиций вышестоящих судов в формировании правоприменительной практики, явившееся предвестником современных подходов к регулированию в этой сфере.
В 1997 г. по инициативе Кропачева в Санкт-Петербурге впервые был разработан и успешно реализован проект «Открытое правосудие». При активном участии преподавателей и других работников юридического факультета СПбГУ, представителей судейского корпуса судов Санкт-Петербурга и Ленинградской области судебные акты стали публиковаться в открытом доступе. Результатом проекта стало создание компьютерной сети в системе федеральных районных и городских судов Санкт-Петербурга, которая позволила значительно повысить эффективность их деятельности и обеспечила возможность сплошного обобщения и изучения региональной судебной практики, как профессионального, так и общественного контроля за деятельностью судов. Впоследствии такой подход к информационному обеспечению деятельности судебной системы стал общероссийским стандартом, закреплённым законодательно.
С середины 1990-х гг. по инициативе Кропачева постоянное и систематическое изучение судебной и иных правоприменительных практик в СПбГУ стало обязательной частью учебной работы студентов и экспертной деятельности преподавателей в рамках мониторинга правоприменения. При участии Кропачева были разработаны методики, создавшие основу для постоянной и самой масштабной в России (более 100 тыс. правоприменительных актов ежегодно) работы по сбору, обобщению и анализу правоприменительных решений, в которую вовлечены все студенты и преподаватели образовательных программ по юриспруденции в СПбГУ. Результаты проводимой работы стали постоянно публиковаться на сайте Мониторинг правоприменения СПбГУ, а с 2021 г. – в ежегодно издаваемом сборнике материалов мониторинга правоприменения. Эти результаты традиционно используются Министерством юстиции РФ для подготовки соответствующего ежегодного доклада Президенту РФ.
В 2015 г. по инициативе Кропачева в СПбГУ создан Научно-исследовательский институт проблем государственного языка в целях комплексного междисциплинарного исследования употребления русского языка в официальных сферах, в том числе в нормативных правовых актах, а также в целях анализа восприятия этих документов как профессиональным сообществом, так и обычными гражданами.
Важным достижением в развитии методики обучения в области юриспруденции стала инициатива Кропачева по внедрению в СПбГУ клинических методов обучения. Первая правовая клиника в современной России открылась в СПбГУ в 1998 г., за основу был взят опыт создания в 19 в. юридической клиники в Императорском Санкт-Петербургском университете. Успешность и результативность этой методики сделала её обязательным элементом общефедеральных образовательных стандартов по юриспруденции. Как ректор СПбГУ, Кропачев приложил усилия, чтобы для учащихся метод формирования практических навыков в профессиональной сфере стал мультидисциплинарным. В результате проведённой под его руководством целенаправленной работы по развитию клинической модели обучения на 2023 г. в СПбГУ функционируют 15 клиник, включая психологическую, социальную, экологическую, музейно-архитектурную, Центр финансовой грамотности и пр.
По инициативе Кропачева в 2019 г. в СПбГУ создан Междисциплинарный центр исследований контрольно-надзорной деятельности. С 2020 г. по запросам Минэкономразвития России, аппарата Правительства РФ, рабочей группы по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере образования экспертами СПбГУ подготовлено более 50 заключений.
Кропачев также является инициатором и вдохновителем таких проектов в сфере организации образовательного процесса и научной деятельности в вузах, как: привлечение работодателей к реализации образовательных программ, обеспечение открытости административных внутривузовских процедур, включая расширение прав обучающихся и работников университета на участие в управлении, и контроль со стороны рядовых универсантов за всеми видами деятельности СПбГУ.
Кропачев добился юридического признания факта, что СПбГУ был основан в 1724 г. (постановление Правительства РФ от 31 декабря 2010 № 1241 «Об утверждении устава федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет"»); получения СПбГУ особого правового статуса, установленного Федеральным законом от 10 ноября 2009 г. № 259-ФЗ «О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете», включая права на собственные образовательные стандарты, собственный порядок отбора кандидатов на должности научно-педагогических работников, организацию защит диссертаций по собственным правилам, назначение ректора СПбГУ Президентом РФ, право создавать подведомственные юридические лица в составе университета и др.
Активно занимается общественной и экспертной деятельностью. Член Совета по науке и образованию при Президенте РФ, председатель Общественного совета при Министерстве юстиции РФ, председатель Ассоциации ведущих университетов России, председатель Совета ректоров вузов Северо-Западного федерального округа и др.
За значительный вклад в социально-экономическое развитие России, активную законотворческую и общественную деятельность, заслуги в развитии российского правосудия, заслуги в научно-педагогической деятельности и подготовке высококвалифицированных специалистов награждён рядом государственных наград, в том числе орденом Почёта (2004), орденами «За заслуги перед Отечеством» 4-й (2009) и 3-й (2014) степени, орденом Александра Невского (2019).