«Регуляторная гильотина»
«Регулято́рная гильоти́на», метод реформирования системы нормативных требований в экономической сфере, заключающийся в масштабной отмене нормативных правовых актов, негативно влияющих на общий бизнес-климат и регуляторную среду, и создании системы актуальных для современных экономических и технических реалий, ясных и определённых требований к хозяйствующим субъектам и осуществляемой ими деятельности. К целям «регуляторной гильотины» относятся снятие избыточной административной нагрузки на субъектов экономической деятельности и снижение рисков причинения вреда социально значимым ценностям.
Метод «регуляторной гильотины» был разработан международной консалтинговой компанией Jacobs, Cordova & Associates на основе удачного опыта отсечения устаревших законодательных норм в 1980-х гг. в Швеции и Республике Корея. Данный структурированный процесс был применён уже более 100 странами (например, Хорватией, Великобританией, Вьетнамом и др.), в которых таким способом удалось сократить от 15 до 50 % ненужных государственных требований в контрольно-надзорной деятельности (Чепунов. 2020. С. 133).
К основным принципам «регуляторной гильотины» относят следующие положения. Во-первых, сплошной характер отбора нормативных требований: проверке подлежат все содержащие такие требования нормативные акты, попавшие в сферу «гильотины». Во-вторых, бремя обоснования необходимости и релевантности нормативных требований возлагается на уполномоченные органы: все нормативные акты в пределах «гильотины» подлежат отмене, если министерства и ведомства не докажут, что эти акты соответствуют современным условиям и потребностям экономической среды. В-третьих, по всем нормативным требованиям уполномоченным органом (парламентом или правительством) принимается одно решение; отсутствие необходимости в принятии индивидуального решения по каждому акту способствует снижению возможностей заинтересованных ведомств препятствовать введению изменений. В-четвертых, существует возможность постоянного использования фильтров и критериев для оценки новых нормативных требований в рамках «гильотины» (Александров. 2019. С. 109).
Формирование системы актуальных для современных экономических и технических реалий требований основано на концепции «дерегулирования» [в ряде стран формализованное правилом one in, three out (Robinson. 2016. P. 15)], которая, как отметила Т. Я. Хабриева, «не означает отказа от регулирования как такового, но вводит его в рамки тех минимальных ограничений, которые необходимы для обеспечения защиты государства и общества, территориальных и профессиональных сообществ, физических и юридических лиц» (Административные процедуры и контроль … 2011).
В России метод «регуляторной гильотины» был положен в основу начатой в 2019 г. реформы контрольно-надзорной деятельности, на необходимость проведения которой было указано Президентом РФ в Послании Федеральному Собранию от 20 февраля 2019 г. Потребность в проведении этой реформы была обусловлена необходимостью устранения из правового регулирования устаревших, создававших избыточные барьеры для поступательного развития социально-экономической сферы требований, которые не соответствовали современному уровню развития науки и техники, утратили свое основное назначение – обеспечение безопасности. Суть реформы, как её определил Президент России, состоит в отмене с 1 января 2021 г. всех нормативных правовых актов, устанавливающих требования, соблюдение которых подлежит проверке при осуществлении государственного контроля (надзора), и введение в действие новых норм, содержащих актуализированные требования, разработанные с учётом рискориентированного подхода и современного уровня технологического развития в соответствующих сферах (подпункт «б» п. 3 Перечня поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию № Пр-294 от 27 февраля 2019). Комплексное обновление всех обязательных требований, принятых ранее середины 2010 г., по технологии «регуляторной гильотины» было включено в Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2024 г. (утверждены Правительством РФ 29 сентября 2018).
Концепция «регуляторной гильотины» получила нормативное закрепление в ст. 15 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» (далее – Закон № 247-ФЗ); она основана на идее одновременной – с 1 января 2021 г. – отмены действия ранее принятых правовых актов федерального уровня, содержащих обязательные требования. Законом № 247-ФЗ предусмотрено два правовых механизма такой отмены. Первый заключается в обеспечении признания соответствующих нормативных актов утратившими силу Правительством РФ, которое в этом случае определяет круг не соответствующих современным реалиям обязательных требований, закреплённых в его собственных актах, актах федеральных органов исполнительной власти, а также правовых актах советского периода (Постановлением Правительства РФ от 13 июня 2020 № 857 признаны недействующими свыше 450 нормативных актов, большинство из которых были приняты органами власти РСФСР и СССР в 1946–1991, в том числе документы в сфере жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, торговли и общепита, гостиниц).
Второй механизм предусматривает автоматическое прекращение действия указанных выше нормативных актов, содержащих обязательные требования, введённых в действие до 1 января 2020 г.: после даты «отсечения» (1 января 2021) они не могут применяться в качестве предметной основы государственного контроля (надзора), а их нарушение не будет составлять объективную сторону состава административного правонарушения. При этом Закон № 247-ФЗ определяет ряд сфер, в которых «регуляторная гильотина» не применяется (согласно ч. 7 ст. 15 Закона № 247-ФЗ к ним относятся электроэнергетика, проекты государственно-частного партнёрства, где РФ выступает в качестве публичной стороны), а также наделяет Правительство РФ полномочием вывести из-под действия «регуляторной гильотины» определённые нормативные правовые акты либо их группы.
Таким образом, с 1 января 2021 г. предметной основой контрольно-надзорной деятельности из числа введённых в действие ранее этой даты могут являться:
обязательные требования, прямо исключённые из-под действия «регуляторной гильотины» ч. 7 ст. 15 Закона № 247-ФЗ;
обязательные требования, прямо определённые в качестве действующих Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2020 № 2467);
обязательные требования, введённые в действие в 2020 г., которые не были прямо определены Правительством РФ в качестве утративших силу, недействующих или отменённых.
Во всех остальных случаях применяться могут лишь те обязательные требования, которые приняты в соответствии с Законом № 247-ФЗ и отвечают его требованиям.
Идея дерегулирования нашла своё закрепление в нормах Закона № 247-ФЗ (ст. 4), определяющих принципы установления и оценки применения обязательных требований, к которым относятся законность, обоснованность, правовая определённость и системность, открытость и предсказуемость, исполнимость обязательных требований. Соблюдение этих принципов обеспечивается нормативно установленными процедурами, основанными на механизмах оценки регулирующего воздействия и оценки фактического воздействия.
В целях обеспечения систематизации обязательных требований и информирования заинтересованных лиц создаётся реестр обязательных требований, содержащий перечень обязательных требований, информацию об установивших их нормативных правовых актах, сроке их действия. Порядок ведения реестра обязательных требований определён Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2021 г. № 128 «Об утверждении Правил формирования, ведения и актуализации реестра обязательных требований». Оператором этого реестра является Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.