Криптоисторическая фантастика в российском кино и телесериалах
Криптоистори́ческая фанта́стика в росси́йском кино́ и телесериа́лах, жанр русскоязычной массовой культуры, представленный в том числе в художественных теле- и кинопроектах, в основе которого – искажение причин реальных исторических событий. Предполагается, что истинные мотивы забыты, скрыты, фальсифицированы и т. д., однако становятся очевидны зрителю благодаря содержанию произведения.
Термин криптоисторическая фантастика изначально применялся к художественной литературе, однако популярность криптодопущений в массовой культуре привела к появлению криптоисторических художественных фильмов, телевизионных фильмов, сериалов, анимационных проектов, телевизионных программ и т. д.
Кино, телевидение и т. д. внесли существенный вклад в формирование корпуса криптоисторических мотивов. Сюжетная, визуальная и образная система современных криптоисторических фильмов и сериалов, как и в случае с литературой, была заложена в советской культуре, где криптодопущения были максимально приближены к реалистическим. Можно выделить следующие группы таких допущений: связанные с тайной деятельностью представителей спецслужб; связанные с криминальными сообществами и преступлениями; связанные с вымышленными политическими заговорами; связанные с утаёнными научными открытиями.
Наиболее распространённым в советском жанровом кино было допущение о влиянии на исторические события представителей советских спецслужб (разведчиков). Так, в сериале «Адъютант его превосходительства» (1969, режиссёр Е. И. Ташков) победы Красной Армии над формированиями Добровольческой армии объясняются действиями советского разведчика Кольцова, внедрённого в белогвардейский штаб под видом адъютанта; в сериале «Семнадцать мгновений весны» (1973, режиссёр Т. М. Лиознова) срыв переговоров между представителями вермахта и представителями США о сепаратном мире обеспечивает советский разведчик Исаев, сделавший карьеру в германской военной разведке абвер. Хотя эти канонические образцы жанра являются экранизациями, популярность их телевизионных версий превосходила литературные первоисточники. Аналогичное криптоисторическое допущение используется в фильмах, снятых по оригинальным сценариям. Например, в картине «Один из нас» (1970, режиссёр Г. И. Полока) агенту НКВД удаётся предотвратить крупную диверсию в канун Великой Отечественной войны; в фильме «Мёртвый сезон» (1968, режиссёр С. Я. Кулиш) советский разведчик разоблачает скрывшихся нацистских преступников. Широкий спектр произведений, использующих подобное допущение, объединяют общие художественные приёмы. В их числе чёрно-белая плёнка, подчёркнуто документальный стиль, резкие световые контрасты, отказ от спецэффектов, противостояние героя и антагониста, роковое стечение обстоятельств, самопожертвование героя, монологи либо вставки, поясняющие исторические события, и т. д.
Конспирологические мотивы в советском кино допускались в исторических фильмах. Например, криптоисторическое допущение в картинах «Последняя реликвия» (1969, режиссёр Г. Е. Кроманов) и «Ларец Марии Медичи» (1980, режиссёр Р. Ю. Фрунтов) – влияние на исторические события тайных орденов. Подобные допущения были возможны в фильмах с сеттингом капиталистических стран, как в картине «Комитет девятнадцати» (1971, режиссёр С. Я. Кулиш), где вымышленный комитет ООН скрывает противозаконные испытания бактериологического оружия в Африке. В ленте «Жизнь и смерть Фердинанда Люса» (1976, режиссёр А. А. Бобровский) политическую повестку инициирует клуб влиятельных промышленников, напоминающий масонскую ложу. В фильме «Тайна виллы "Гретта"» (1983, режиссёр Т. Н. Лисициан) на исторические события влияет ложа «Щит и шлем», прямо названная масонской.
В 1980-х гг. стал популярен криптоисторический мотив всевластия криминальных сообществ. В частности, в рамках советского детективного телесериала «Следствие ведут ЗнаТоКи» вышел двухсерийный фильм «Дело № 22. Мафия» (1989, режиссёр Г. И. Павлов), посвящённый структурной реорганизации криминала, справиться с которым правоохранительные органы оказываются неспособны. Тот же мотив присутствует в мини-сериале «Криминальный квартет» (1989, режиссёр А. А. Муратов), где честные граждане вынуждены противостоять преступному сообществу.
В современных российских фильмах и телесериалах указанные криптодопущения сохраняются, изменяются, а также предлагаются новые.
Так, криптоисторический мотив всевластия криминала присутствует в сериале «Бандитский Петербург» (2000–2007, режиссёр В. В. Бортко) и в 1-м сезоне сериала «Убойная сила» (2000, режиссёр А. В. Рогожкин). Указанные шоу представляют криминальные сообщества как влиятельные группы, способные не только организовать и скрыть преступление, но и лоббировать политические решения, выступать инициаторами исторических событий. Такой подход переводит криптоисторическое допущение в область конспирологии.
Близкое криптоисторическое допущение (когда тайная власть инициировать исторические события делегирована малоизвестным, но реальным историческим лицам) присутствует в современных биографических сериалах. Например, в шоу «Осведомлённый источник в Москве» (2010, режиссёр А. В. Гирба) тайной властью разрешать международные политические кризисы наделён советский журналист Виктор Луи. В биографическом сериале «Вольф Мессинг: видевший сквозь время» (2009, режиссёр В. А. Краснопольский) гипноз как криптоисторическое допущение – не просто навык или способность, но дар, наделяющий Мессинга возможностями влиять на исторические события, а не только предвидеть их. Успех сериала стимулировал появление лент «Другие» (2018, режиссёр О. Доброва-Куликова) и «Ученица Мессинга» (2017, режиссёр В. В. Нахабцев), где присутствуют сразу два криптодопущения: большие возможности гипнотизёров и всевластие спецслужб. В советском кинематографе мотив о широких возможностях гипнотизёров репрезентировался как отрицательный. Так, в сериале «Переступить черту» (1985, режиссёр Ю. Б. Колтун) дама-гипнотизёр пользовалась своим даром во зло.
В российской массовой культуре часто заимствуется криптоисторический мотив из советского наследия, но с иными акцентами.
Например, в полнометражном фильме и мини-сериале «Шпион» (2012, режиссёр А. В. Андрианов) вместо советского разведчика в центре повествования находится могущественный германский шпион Вассер, действующий на высших уровнях властных структур СССР в канун Второй мировой войны. Спекуляции вокруг СССР сами по себе становятся криптодопущением. В фильме «Конструктор красного цвета» (1993, режиссёры Андрей И, А. А. Петросян) использовано криптодопущение о радикальных, опасных опытах, которые ставили на людях в СССР; стилистика фильма основана на использовании документальных кадров и постановочных фрагментов, стилизованных под документальные. Криптодопущение о существовании в СССР утаённых научных достижений есть в ленте «Первые на Луне» (2005, режиссёр А. С. Федорченко), где речь идёт о якобы имевшем место успешном полёте советских космонавтов на Луну. Кино также выдержанно имитирует документалистику, при этом опыт советского проекта расценивается как положительный.
Тем не менее многие современные российские сериалы остаются верны этой тематике советской криптофантастики. Например, в сериале «Русский перевод» (2006, режиссёр А. И. Черняев) государственный переворот и дальнейшие события в Йемене (НДРЙ) объясняются противостоянием военных разведок; в сериале «Спящие» (2017, режиссёр Ю. А. Быков) российские спецслужбы разоблачают сеть западных агентов и предотвращают радикальные изменения в стране. В центре сюжета «Оптимистов» (2017, режиссёр А. П. Попогребский) не представители спецслужб, а госслужащие. В данном случае криптоисторическое допущение – существование в МИД СССР вымышленного Информационно-аналитического отдела, способного эффективно влиять на политические события в мире.
Кроме того, в российском кино и сериалах набор стандартных криптодопущений дополнился мистическим компонентом. Это может быть артефакт, как в сериале «Девять неизвестных» (2005, режиссёр А. А. Муратов), где используется хрустальный череп, для управления которым требуется экстрасенс. Примером мистического криптодопущения также является магическое знание, как в сериале «Алхимик. Эликсир Фауста» (2014, режиссёр А. А. Муратов), в центре сюжета которого эликсир бессмертия, воссозданный по алхимическим рецептам. За обладание эликсиром борются не только масоны, но и советские спецслужбы, чтобы спасти и продлить жизнь реального и значимого исторического лица – Ю. В. Андропова. Во 2-м сезоне сериала «Анна-детективъ» (с 2016, шоураннер Ю. Венгловская) в вымышленном городе Затонске, где преступления раскрывает духовидица Анна, появляются реальные исторические персонажи. Например, в заключительной новелле 2-го сезона «Абракадабра» в розысках преступника принимает участие Владимир Ильич Ульянов. Главный антагонист Анны – некто Крутин – не только гипнотизёр, но также посвящённый шаман, наделённый мистическими способностями. Полнометражные ленты последних лет часто обращаются к этому мистическому допущению. Например, в фильме «Девятая» (2019, режиссёр Н. Ф. Хомерики), чтобы найти преступника-маньяка и разоблачить заговор, сыщики обращаются к гастролирующей в Санкт-Петербурге девушке-медиуму. В проекте «Дуэлянт» (2016, режиссёр А. Ю. Мизгирёв) допускается возможность достичь бессмертия благодаря шаманскому обряду.