Ковш
Ковш, 1) сосуд, используемый для разлива жидкостей, а также рабочий орган землеройной и подъёмно-транспортной машины.
Ковш как сосуд для питья и разлива браги, кваса и мёда был широко распространён на Руси с древности вплоть до середины 19 в. Старинная русская мера жидкостей (1 ковш соответствовал 0,5 кружки или 1⁄16 ведра в 1660). Имеет округлую ладьевидную форму с одной высоко приподнятой ручкой или двумя (в виде головы и хвоста птицы). Ковши изготовлялись из дерева (для крестьян) и металла (для знати). Ковши, украшенные орнаментальной резьбой, росписью, гравировкой, инкрустацией драгоценными камнями, применялись в качестве памятных подарков. В зависимости от формы ковши имели различные названия: корец, налёвка, скопкарь и др.
Ковш землеройной и подъёмно-транспортной машины – рабочий орган для захвата-отделения части материала (грунт, песок, щебень и т. п.) от массива и переноса его к месту разгрузки (погрузки). Крепится на цепях (цепные экскаваторы, конвейеры, землечерпалки, драги), роторе (роторные экскаваторы), рукоятях (прямая или обратная лопата, одноковшовые погрузчики), раме или подвешивается к несущей конструкции (драглайны, грейферы). Ковши изготовляют литые, сварные или штампованные.
В металлургическом и литейном производствах ковш – стальной или чугунный сосуд, предназначенный для кратковременного хранения, транспортирования и разливки металла, штейна или шлака. Корпус ковша обычно футеруют изнутри огнеупорным кирпичом. Ёмкость ковша для перевозки чугуна до 140 т, для заливки чугуна в конвертер – до 360 т, для разливки стали – до 480 т. Перемещают ковш с помощью мостовых кранов или на железнодорожных тележках. Шлаковозный ковш предназначен для транспортировки жидкого шлака от плавильного агрегата в отвал или на переработку. Вакуум-ковш применяют для извлечения расплавов из электролизных ванн (при электролизе алюминия). Для разливки расплава в литейные формы применяются ковши: ручные (вместимостью 15–100 кг); малые подвесные, перемещающиеся по монорельсу (до 120 кг); крановые (до 100 т).
2) Ковш – защищённая от волн акватория, предназначенная для стоянки малых судов.