Конёвич Петар
Ко́нёвич Пе́тар (Петар Коњовић) [5(17).5.1883, деревня Чуруг, Бачка, Австро-Венгрия, ныне Республика Сербия – 1.10.1970, Белград], сербский композитор, дирижёр, музыковед, фольклорист, педагог, общественный деятель.
В 1904–1906 гг. учился в Пражской консерватории по классам композиции К. Штеккера и К. Книтля. Дирижёр, режиссёр и директор оперных театров в Загребе (1921–1926 и 1933–1935), а также городах Осиека, Сплит, Нови-Сад (1927–1933). В 1939–1950 гг. профессор (в 1939–1943 и 1945–1947 ректор) Академии музыки в Белграде, в 1948–1954 гг. директор основанного им Института музыковедения Сербской академии наук и искусств в Белграде. Член Чешской (1938) и Сербской (1946) академий наук и искусств.
Один из основоположников сербской композиторской школы. Использовал элементы сербского фольклора. В музыкальном языке Конёвича заметны влияния А. П. Бородина, М. П. Мусоргского, Л. Яначека, С. Мокраняца.
Основное место в творческом наследии занимают оперы: «Женитьба Милоша Обилича» («Покрывало волшебницы»; 1917, Загреб), «Князь Зеты» (1929, Белград), «Коштана» (1931, Загреб), «Крестьяне» (1951, Белград), драматическая мистерия «Отечество» (сочинение 1960, постановка 1983, Белград). Среди других сочинений: симфония (1907), симфоническая поэма «Макар Чудра» (по Максиму Горькому, 1944), концерт для скрипки с оркестром «Адриатическое каприччио» (1936), Три псалма для струнного оркестра (1964), 2 струнных квартета («Музыка скрытых предчувствий», 1917; 1933), Концертная сюита для духового квинтета (1966), романсы, обработки народных песен (цикл «Моя земля» для голоса и фортепиано, сборники 1–5, 1921–1955), музыка к спектаклям и др.
Выступал как музыкальный критик в хорватских периодических изданиях. Автор монографий о М. Милоевиче (1954) и С. Мокраняце (1956, переиздание 1984).
Перевёл на хорватский язык ряд оперных либретто для хорватских театров, среди них: «Лоэнгрин», «Нюрнбергские мейстерзингеры», «Валькирия» Р. Вагнера; «Фауст» Ш. Гуно; «Пеллеас и Мелизанда» К. Дебюсси; «Хованщина», «Сорочинская ярмарка» М. П. Мусоргского; «Самсон и Далила» К. Сен-Санса; «Царская невеста», «Сказание о невидимом граде Китеже» Н. А. Римского-Корсакова.
В Нови-Саде проходит Международный конкурс молодых музыкантов имени П. Конёвича (с 1991, 1 раз в 2 года).