Колено Рувимово
Коле́но Руви́мово, одно из 12 племён (колен) израильского народа, потомки Рувима – сына Иакова и Лии.
Согласно книге Бытия (Быт 46:9), у Рувима было четыре сына: Ханох, Фаллу, Хецрон и Харми; именно от них произошло колено Рувимово. Проследить историю колена Рувимова удаётся лишь фрагментарно. По мнению ряда исследователей, на заре истории Израиля оно занимало высокое (возможно, главенствующее) положение среди израильских племён (Дж. Кёртис, Ф. М. Кросс). На их взгляд, на это указывает, в частности, первородство Рувима, а также то, что его колено первым упоминается в библейских генеалогических списках (Быт 46:9; Исх 6:14; Числ 1:5, 20–21). Однако впоследствии племя Рувима утратило первенство.
Вероятно, со временем колено Рувимово пришло в упадок. На это может намекать благословение Моисея (Втор 33). Перед смертью Моисей по очереди благословляет все 12 колен Израилевых, обращая к рувимитам лишь короткую фразу: «Да живёт Рувим и да не умирает, и да [не] будет малочислен!» (Втор 33:6). Проклятие Иакова, произнесённое Рувиму отцом из-за того, что тот возлежал с его наложницей Валлой (Быт 49:3–4), также может свидетельствовать о бедственном положении Рувимова племени: один из фрагментов проклятия можно перевести как «ты бушевал, как вода, – от тебя ничего не останется» (ср. 2 Цар 14:15). Важно также отметить, что ни один судья, пророк, или другой значимый библейский персонаж не происходил из рода Рувима. Исключением являются Дафан и Авирон, поднявшие восстание против Моисея и Аарона. У рассказа про Дафана и Авирона есть общий знаменатель с рассказом про грех Рувима: и там, и там речь идёт про вызов установленному авторитету (отца в патриархальной семье; религиозного лидера, посланного Богом). Каково происхождение этого мотива, неясно.
Книги Чисел и Иисуса Навина, описывая владения колена Рувимова, указывают примерно на одну и ту же территорию – область в Трансиордании, которая ограничивалась рекой Арнон с юга, территорией Гада с севера, Мёртвым морем с запада и пустыней с востока (Числ 32:34–38, Нав 13:15–23). Однако территория, указанная в книге Чисел, несколько меньше той, которая описывается в книге Иисуса Навина (ср. также Нав 21:36–39). Некоторые исследователи предполагают, что книга Чисел отражает более поздний этап в истории колена, когда оно начало приходить в упадок (Б. Одед).
По всей видимости, к тому времени, как в земле Израиля установилась монархия, колено Рувимово практически исчезло. При описании Заиорданья времён Саула 1-я книга Царств (1 Цар 13:7) упоминает только колено Гадово и Галаад. В 3-й книге Царств (3 Цар 4:19) в Септуагинте эта область называется просто «землёй Гада», а в масоретском тексте – «землёй Галаадской».
Территория, которая в Библии предназначена колену Рувима, была спорной между евреями и моавитянами. В книге Чисел (Числ 21:29–30) моавитяне предстают коренными жителями этих мест. Судя по надписи царя Меши Моавского, территории, которые в книгах Чисел и Иисуса Навина отданы колену Рувимову, уже до Меши входили в состав Моава, например, Дивон, столица Меши. При этом стела Меша упоминает племя Гада, но не Рувима. В пророческих книгах «Рувимовы» города также упоминаются как моавитские, ср. в книгах Иисуса Навина (Нав 13:17), где Дивон принадлежит Рувиму; пророка Исаии (Ис 15:2); пророка Иеремии (Иер 48:18, 22), где этот город упоминается как моавитский.
Согласно библейскому преданию, в самом начале завоевания Ханаана колена Рувима, Гада и половина колена Манассии обратились к Моисею с просьбой отдать им земли к востоку от Иордана, поскольку они были хороши для выпаса скота (Числ 32:1–2). Моисей согласился на их просьбу при условии, что они помогут братьям при захвате остальных земель (Числ 32; Нав 1:12–18). Только после того, как колена Гада, Рувима и Манассии исполнили своё обещание, им было позволено вернуться за Иордан (Нав 22). В окрестностях Иордана они соорудили алтарь (Нав 22:26–27). Прочие колена начали угрожать войной своим заиорданским братьям в случае, если алтарь будет использоваться для жертвоприношений, но те поклялись, что не будут совершать на нём никаких культовых обрядов: этот алтарь – лишь подобие, модель жертвенника скинии, свидетельство того, что племена Заиорданья имеют право приносить жертвы в центральном святилище Израиля наравне с остальными.
Иногда эту историю считают свидетельством того, что на территории Заиорданья существовали свои культ и святилище (Ф. М. Кросс). В этом случае рассказ в книге Иисуса Навина (Нав 22) призван примирить существование этого святилища (или память о нём) с иерусалимской «второзаконнической ортодоксией».
Некоторые исследователи (например, Б. Одед) предполагают, что сначала рувимиты поселились на западном берегу Иордана в районе, граничащем с территорией Вениамина на севере и Иуды на юге, и только потом перебрались за Иордан. Об этом может свидетельствовать упоминание камня Богана, сына Рувимова, который, согласно книге Иисуса Навина (Нав 15:6 и 18:17), находился на границе территорий Иуды и Вениамина. На эту же область указывает рассказ о Рувиме и Валле (Быт 35:21–22): его действие разворачивается в районе Гедера, который, по всей видимости, располагался в Иудее, в окрестностях Иерусалима (Мих 4:8). То, что некоторые израильские племена могли селиться и к западу, и к востоку от Иордана, видно на примере племени Манассии. Неясно, однако, почему трансиорданские владения племён Манассии и Рувима следует считать вторичными.
В книге Судей Израилевых Девора стыдит «племена» Рувима за то, что они остались в стороне во время битвы с Сисарой (Суд 5:15–16).
В 1-й книге Паралипоменон (1 Пар 5:9–10, 18–22) даётся генеалогия потомков Рувима; неясно, как она коррелирует с исторической реальностью. 1-я книга Паралипоменон (1 Пар 5:26) повествует о переселении Тиглатпаласаром трансиорданских колен, в их числе и колена Рувимова. По мнению некоторых исследователей, эта книга (1 Пар 5:26) может указывать на то, что идентичность рувимитов сохранялась вплоть до нашествия Тиглатпаласара в 733–732 гг. до н. э. Согласно другой точке зрения, колено Рувимово к этому времени было поглощено гадитами и моавитянами, а слова «он выселил Рувимлян и Гадитян и половину колена Манассиина» (1 Пар 5:26) – просто дань устойчивой формуле, описывающей израильские племена Заиорданья (Г. Оллер).
В Новом Завете колено Рувимово упоминается единожды – в Откровении Иоанна Богослова (Откр 7:5), в перечне колен. Оно упоминается не первым, а вторым, после колена Иудина – процесс превращения колена Иудина в «главное» из израильских племён завершился.