Кодомо (жанр)
Кодо́мо (япон. 子供 – ребёнок), категория манги и аниме для детей в возрасте до 10 лет; публикуется в изданиях соответствующего профиля. Первая разновидность манги, рассчитанная на целевую аудиторию определённого возраста. Ранние образцы жанра относятся к концу 19 в. и представляют собой короткие истории до 15 страниц, главной задачей которых в эпоху Мэйдзи была популяризация чтения.
Большинство сюжетов кодомо имеют эмоциональный или воспитательный аспект и нацелены на умственное развитие детей, привитие им ценностей сострадания, дружбы и уважения к старшим. При этом их сюжет, как правило, универсален и понятен как детям, так и взрослым. Чаще всего кодомо рассчитаны на младших школьников, однако встречаются произведения и для более юных читателей. При этом аниме для детей 2–4 лет преимущественно нацелены на развитие эмоций и правил социального поведения, а в сюжетах для аудитории 4–6 лет упор делается на познавательном содержании.
Широкой популярностью кодомо обязаны «богу манги» Тэдзуке Осаму, автору таких произведений, как «Дневник малыша Ма» (マアチャンの日記帳, 1946), «Новый остров сокровищ» (新宝島, 1947) и «Астробой» [鉄腕アトム (буквально – могучий атом), 1952–1968]. Многие произведения Тэдзуки были адаптированы в качестве аниме и повлияли на популяризацию детской анимации в Японии.
Традиционно выделяют 4 разновидности кодомо. Первой выступают адаптации западных сказок и сюжетов – от «Приключений Тома Сойера» Марка Твена до муми-троллей Т. Янссон. При этом подобные произведения точно следуют сюжету оригинала и лишены отличительных черт японской манги. Вторая разновидность использует японские сюжеты и оригинальные произведения. Такие кодомо рассчитаны на японскую аудиторию, наполнены специфическим национальным юмором и игрой слов и поэтому редко находят читателя за пределами страны. Примером манги и аниме, добившихся популярности в Европе и США, можно считать «Дораэмона» (ドラえもん, с 1969) Фудзико Фудзио. Несмотря на изначальную ориентацию на внутренний рынок, «Дораэмон» сумел стать одной из самых крупных медиафраншиз в мире.
Две другие разновидности кодомо рассчитаны на мальчиков и девочек соответственно. Кодомо для мальчиков похожи на сёнэн и чаще всего используют образы из видеоигр и других популярных произведений или основаны на популярных сериях игрушек. При адаптации в жанр аниме сёнэн-манга нередко становится более «детской»: при переносе сюжета в анимационный формат он лишается взрослого юмора и наполняется поучительными сценами. К наиболее известным примерам такой адаптации можно отнести сэйнэн-мангу «Люпен III» (ルパン三世, c 1967), «Курэён Син-тян» (クレヨンしんちゃん, 1990–2010) или сёдзё-мангу «Чиби Маруко-тян» (ちびまる子ちゃん, 1986–2022). Так, франшиза «Время Ёкай» (妖怪ウォッチ, с 2012), создававшаяся как серия видеоигр, нашла своё продолжение в детском аниме, которое существенно повысило продажи игр и сопутствующего мерчендайзинга. Сходный путь проделал и «Покемон» (ポケットモンスタ, с 1997), дебютировавший в формате видеоигры, а позднее адаптированный в виде аниме.
Самым популярным кодомо для девочек считается «Hello Kitty!» (ハローキティ, с 1974) Симидзу Юко, а в числе популярных аниме также часто называются «Ведьма Салли» (魔法使いサリー, 1966–1967) Ёкоямы Мицутэру, «Принцесса-рыцарь» (リボンの騎士, 1953–1968) Тэдзуки Осаму и «Секрет Акко-тян» (ひみつのアッコちゃん, 1962–1965) Акацуки Фудзио.