Ориоль Жан-Батист
Орио́ль Жан-Бати́ст (Jean-Baptiste Auriol) (11.8.1806 или 8.8.1808, Тулуза – 29.8.1881, Париж; похоронен на кладбище Пасси), французский артист цирка, клоун, жонглёр, акробат, эквилибрист, канатоходец.
Отец Луи Ориоль (выступал под псевдонимом Сотер) – наездник, акробат, канатоходец, директор парижского передвижного цирка «Капитоль»; мать – наездница и танцовщица в амплуа амазонки.
Ж.-Б. Ориоль обучался у Пьера Фуриозо – «канатного плясуна», одного из самых известных канатоходцев Франции, и стал артистом широкого диапазона. Выступал как акробат-прыгун, жонглёр, эквилибрист, канатоходец, наездник, гротескный актёр. Прославился виртуозным исполнением сальто-мортале. Широкую известность принесли ему авторские трюки: прыжок с трамплина через две шеренги из 24 солдат, скрестивших свои ружья с примкнутыми штыками; двойное сальто над восемью лошадьми; заднее сальто-мортале из тапочек без задников с приземлением обратно точно в тапочки; эквилибристический танец на горлышках двадцати бутылок, которые в финале он опрокидывал одну за другой, выливая содержимое. За ловкость, точность и грациозность исполнения его называли «человек-птица» и «человек-белка».
В начале 1830-х гг. приглашён в труппу Луассе, с которой гастролировал несколько лет по Италии, Франции, Германии и Голландии.
5 марта 1835 г. дебютировал как соло-клоун в парижском передвижном цирке «Олимпик», которым руководили братья Лоренцо и Энрико Франкони. Ориоля принято считать прародителем амплуа ковёрного клоуна, работающего в паузах между основными номерами циркового представления. Его артистический образ сложился из смешения итальянского Арлекина, от которого был взят колпак с бубенчиками и разноцветное трико, английского театрального буффона с его абсурдным юмором и персонажей французского театра варьете с их шаловливостью и лёгким кокетством. Отвергал яркий грим, покрывая лицо лишь тоном. С лёгкостью и точностью исполнения Ориолем трюков, его кокетливо-весёлым образом и интермедиями с наивным юмором цирковеды связывают приход в цирк эпохи романтизма.
На пике популярности гонорар Ориоля достигал 2 тыс. франков в месяц, что в пять раз превышало доход рядового циркового артиста.
Когда возраст не позволил ему исполнять трюки, он проявил себя незаурядным гротескным актёром интермедий, комических антре и пантомим. В этом качестве гастролировал в провинциальных городах Франции с цирком «Фортюне Лалана».
В последние годы жизни Ориоль был директором передвижного цирка и гастролировал по провинциальным городам.
Последнее выступление состоялось в 1873 г. в обозрении «Оборот циферблата» (театр «Варьете», Париж).
Жена Амелия-Иоанна-Георгина-Христина Биллинг – артистка цирка. Их дети – сын Жан-Батист Гийом и дочь Франческа – артисты цирка.