Клавиарфа
Клавиа́рфа (франц. claviharpe, англ. harp-piano), комбинированный клавишный инструмент в форме арфы с клавишным механизмом, позволяющим извлекать звуки защипыванием струн.
Идея совмещения арфы и клавишного инструмента появилась в конце 17 в. Одно из первых упоминаний клавиарфы встречается в 1633 г. в связи с назначением в мадридскую королевскую капеллу Хуана Идальго де Поланко (1614–1685) – потомственного инструментального мастера, композитора, клавесиниста и арфиста. Иногда Поланко приписывают создание этого инструмента.
Наибольшую известность получила клавиарфа, изобретённая в 1810 г. и запатентованная в 1814 г. немецким инструментальным мастером Иоганном Кристианом Дитцем-старшим (1773–1849). Инструмент, похожий на корпус вертикально поставленного рояля, в то же время напоминает арфу с выступающей, как у пианино, клавиатурой в 6 октав (F1 – f4). В отличие от арфы, резонансная дека со штегом расположена параллельно струнам, как в клавишных инструментах.
Клавиарфа не вызвала широкого интереса у публики, поэтому в 1819 г. Дитц-старший уступил своё изобретение сыну, Иоганну Кристиану Дитцу-младшему (1804–1888), который занялся усовершенствованием инструмента. Он добавил ещё 2 педали, для удобства исполнителя расположенные так же, как у фортепиано. Они выполняли функции форте, глушения струн (модератор), имитировали звучание различных инструментов (например, фагота), позволяли извлекать флажолеты.
Клавиарфа И. К. Дитца-младшего неоднократно участвовала во французских национальных выставках в Париже, однако впервые была отмечена жюри лишь в 1827 г. (мастер получил за неё серебряную медаль). В 1839 г. критики отмечали, что «клавиарфа, имеющая живописный вид, давала только слабые результаты и не имела успеха» (Castil-Blaze Le Piano. – Quatrième article // Revue de Paris. Vol. 5. Mai. 1839. P. 34). В начале 1880-х гг. Ф. Лист, считавший звук клавиарфы более сильным, чем у обычной арфы, безуспешно пытался заказать этот инструмент у Дитца-младшего. Таким же безрезультатным оказалось и обращение Р. Вагнера.
Интерес композиторов к клавиарфе побудил внука изобретателя, Иоганна Кристиана Дитца (1851 – дата смерти неизвестна), изготовить новую модель инструмента. С 1887 г. он начал демонстрировать его в Брюсселе, поразив звучанием инструмента всех слушателей (Le Guide musical. 1887. 28 Apr. № 13. P. 132). В 1889 г. он представил клавиарфу на Всемирной выставке в Париже и получил за неё серебряную медаль. Клавиарфа привлекла внимание К. Сен-Санса, который, однако, видел будущее инструмента только в камерном оркестре, считая, что звук его слишком слаб. На Всемирной выставке в Брюсселе в 1897 г. клавиарфа получила золотую медаль.
В России в 1830-х гг. клавиарфу изготавливали петербургский мастер К. Р. Шрёдер (годы жизни неизвестны), подаривший один из инструментов императрице Александре Фёдоровне (1833), и московский мастер Л. К. Шейерман (1835) (годы жизни неизвестны).
Образцы этого инструмента хранятся в Санкт-Петербурге в Музее театрального и музыкального искусства и Государственном Эрмитаже.