Кирилл I (II) (митрополит Киевский и всея Руси)
Кири́лл I (II) (ум. 27.11.1233, Киев), русский церковный деятель, митрополит Киевский (1224–1233). По происхождению грек.
Рукоположен в 1224 г. в Никее патриархом Константинопольским Германом II. В том же году «приведенъ бысть из Никѣя» на Русь [Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Т. 3. Москва, 2000. С. 72], и 6 января 1225 г. торжественно возведён на кафедру в киевском Софийском соборе. Расхождение в обозначении Кирилла (I или II) связано с тем, что у него возможно, был предшественник с именем Кирилл – упоминающийся только в поздних источниках (не ранее 15 в.) митрополит Киевский середины 11 в., имя которого помещается между именами митрополитов Киевских Феопемпта (упоминается в «Повести временных лет» под 1039) и Илариона (поставлен на кафедру между 1 марта и 26 ноября 1051). Однако большинство современных исследователей сомневается в достоверности существования митрополита Кирилла I. Сообщение Густынской летописи (17 в.) о том, что Кирилл I (II) был «русином», явно недостоверно и, очевидно, навеяно биографией митрополита Кирилла II(III).
Митрополит Кирилл I (II) принял активное участие в прекращении междукняжеских конфликтов и примирении враждовавших между собой князей. В 1226 г. киевский князь Владимир Рюрикович направил его к владимирскому князю Юрию Всеволодовичу, который вместе со своими племянниками Васильком и Всеволодом Константиновичами выступил на помощь черниговскому князю Михаилу Всеволодовичу против курского князя Олега Игоревича. Митрополит «по смотренью Божью» сумел заключить мир между князьями; «и възвратися великыи князь Гюрги… поимъ с собою блаженаго Кирила митрополита въ град Володимерь» (ПСРЛ. Т. 1. Москва, 1997. Стб. 448).
Митрополит задержался во Владимире, по крайней мере, до весны 1227 г. В марте он созвал там церковный собор, на котором присутствовали четыре, не названные по имени архиерея (в том числе, предположительно, епископ Ростовский Кирилл I, епископ Черниговский Порфирий II, епископ Полоцкий Алексий). 14 марта в присутствии Юрия Всеволодовича, его братьев Святослава Всеволодовича и Ивана Всеволодовича, а также всех бояр и множества народа Кирилл I (II) вместе с епископами во владимирском Успенском соборе поставил в епископы «Суждалю, и Володимерю, Переяславлю» игумена владимирского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря Митрофана. Можно полагать, что тогда же митрополит возвёл в сан архимандрита нового настоятеля Рождественского монастыря Кирилла. По свидетельству авторов Никоновской летописи (16 в.), Юрий Всеволодович со своими детьми и «з братьею своею» проводил митрополита «съ великою честию»; митрополит же «бывъ и в ыныхъ многихъ градѣхъ и иде въ Киевъ» (ПСРЛ. Т. 10. Москва, 2000. С. 94).
Активно вмешиваясь во внутрикняжеские конфликты, Кирилл I (II) стремился вместе с тем к повышению роли и авторитета русского епископата и духовенства в целом. Об этом свидетельствует грамота Кириллу I (II) Константинопольского патриарха Германа II, датированная маем 1228 г. и сохранившаяся в переводе на русский язык. В ней – очевидно, в ответ на запрос самого Кирилла – патриарх объявлял, во-первых, о недопустимости поставления в священники рабов (по-видимому, речь шла о священниках домовых церквей русских вельмож), а во-вторых, о строгом запрещении князьям и прочим «старейшинствующим тамо» вмешиваться в церковный суд и каким-либо образом претендовать на церковное и монастырское имущество.
В конце 1228 г. или начале 1229 г. митрополит предпринял попытку примирить киевского князя Владимира Рюриковича и его союзника, черниговского князя Михаила Всеволодовича, с владимиро-волынским князем Даниилом Романовичем, однако безуспешно («и не може»: ПСРЛ. Т. 2. Москва, 1998. Стб. 753). Князья вместе с отрядами из других русских княжеств, а также половцами безуспешно осаждали г. Каменец. Вскоре после снятия осады князья заключили мир, возможно при посредничестве Кирилла I (II).
В конце декабря 1229 г. к митрополиту в Киев пришёл избранный на Новгородскую кафедру инок новгородского Юрьева во имя великомученика Георгия Победоносца мужского монастыря Спиридон, которого митрополит 17 февраля 1230 г. рукоположил в сан священника, а 24 февраля поставил в архиепископа Новгородского.
3 мая 1230 г. митрополит вместе с князем Владимиром Рюриковичем и киевлянами присутствовал на праздничной церковной службе в Успенской церкви Киево-Печерского монастыря в день памяти преподобного Феодосия Печерского. В этот день произошло землетрясение, в результате которого церковь треснула и раскололась на части.
В том же году митрополит вновь отправился в Северо-Восточную Русь для предотвращения очередной междоусобной войны, готовой вспыхнуть между переяславским князем Ярославом Всеволодовичем и черниговским князем Михаилом Всеволодовичем, «бѣ бо Михаилъ, не правъ въ крестнымъ целованьи» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 455). В поездке во Владимир митрополита сопровождали епископ Черниговский Порфирий II (представлявший интересы черниговского князя), а также игумен киевского Преображенского на Берестове монастыря Пётр Акерович. Митрополиту при содействии владимирского князя Юрия Всеволодовича удалось примирить князей: «не остави Богъ труда митрополича бес памяти быти… послуша убо Ярославъ брата своего старѣишаго Гюрья и отца своего митрополита и епископа Порфурья и взя миръ с Михаиломъ, и бысть радость велика» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 456). Юрий и Ярослав богато одарили иерархов и, получив у них благословение, «отпустиша я кождо къ своимъ княземъ» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 457).
В 1231 г. митрополит Кирилл I (II) созвал в Киеве церковный собор, на котором присутствовали в основном южнорусские иерархи: епископы Черниговский Порфирий II, Полоцкий Алексий и не названные по именам епископы Белгородский и Юрьевский, а также архимандрит Киево-Печерского монастыря Акиндин, игумены киевских монастырей: киевского Выдубицкого во имя Архангела Михаила мужского монастыря Михаил, Преображенского на Берестове Пётр Акерович, Янчина во имя апостола Андрея Первозванного Симеон, во имя Феодора Тирона Корнилий, во имя Василия Великого Афанасий, в честь Воскресения Господня Симеон, киевского Кирилловского во имя Святой Троицы мужского монастыря Климент и игумен черниговского Борисоглебского («Мученического»; при Борисоглебском соборе) монастыря Иоанн. 6 апреля при участии всех названных иерархов был рукоположен в епископы Ростовские Кирилл (избран на кафедру за год до этого). Показательно, что одновременно с церковным собором в Киеве проходил съезд южнорусских князей, которые также присутствовали в Софийском соборе на поставлении Кирилла. По завершении празднеств митрополит «отпусти священаго епископа Кирила Ростову со многою честью».
По свидетельству ростовского летописца, митрополит был «учителенъ зело и хытръ ученью божественых книгъ» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 447); галицкий летописец называл его «преблаженным» и «святым» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 753).
Известно несколько экземпляров печати митрополита Кирилла I (II) (две найдены на месте княжеской резиденции Княжья Гора, к югу от Киева, близ устья реки Рось; одна в гавани г. Севастополя – древнего Херсонеса). Печати имеют на лицевой стороне изображение Божией Матери «Знамение», а на оборотной греческую надпись: «Кирилл, монах, Божией милостью архиепископ митрополии Росии» (Янин. 1970. С. 49).
Дату кончины митрополита содержит граффити в киевском Софийском соборе: «Месяця ноямбря въ 27 день прѣставися рабъ Божии митрополитъ Кюрило» (Высоцкий. 1966. С. 95).