Климент (архиепископ Новгородский)
Кли́ме́нт (ум. 22.5.1299, Новгород, ныне Великий Новгород), русский церковный деятель, архиепископ Новгородский (1275/1276–1299).
До рукоположения был игуменом одного из новгородских монастырей и духовником новгородского архиепископа Далмата. Стал одним из двух кандидатов, предложенных Далматом посаднику Павше Онаньичу в качестве своих возможных преемников. Избран по жребию и получил благословение от умирающего архиепископа. По мнению Б. А. Успенского, рукоположение Климента представляло собой исключительный случай для новгородской практики, т. к. он стал первым рукоположенным епископом, в выборе которого произошло отклонение от традиции. Во-первых, в избрании по жребию участвовали 2, а не 3 кандидата, а во-вторых, претенденты были выдвинуты не на вече, а прямо указаны архиепископом (Успенский. 1998. С. 298–299). После смерти архиепископа Далмата (21.10.1273) отправился для поставления в Киев. Хиротонисан митрополитом Киевским и всея Руси Кириллом II (III), по всей видимости, зимой 1275/1276 гг. [Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов (НПЛ). Москва, 1950. С. 323]. Причины задержки хиротонии остаются неясными. После рукоположения провёл несколько месяцев при митрополите в Киеве. Вернулся в Новгород 2 августа 1276 г.
В 1280 г. в связи с возникшим конфликтом между новгородцами и великим князем владимирским Дмитрием Александровичем отправился в Северо-Восточную Русь для переговоров, которые, по всей видимости, оказались безуспешными (НПЛ. С. 324). Находясь во Владимирском великом княжестве, в начале декабря присутствовал при кончине и участвовал в отпевании митрополита Кирилла II (III) в Переяславле (ныне Переславль-Залесский). Вскоре после возвращения архиепископа в Новгород, в начале 1281 г., Дмитрий Александрович совершил поход на Новгород, разорив некоторые новгородские земли (НПЛ. С. 324). Для предотвращения дальнейших военных действий в лагерь великого князя владимирского на реке Шелонь был вновь направлен Климент, которому в этот раз удалось убедить великого князя прекратить военные действия, принять подарки от новгородцев и заключить мир (Полное собрание русских летописей. Т. 25. Москва, 1949. С. 153).
«Стяжаниемь» (т. е. на средства) Климента и «повелениемь» князя Дмитрия Александровича в 1281/1282 гг. (Городилин. 2021. С. 25) в Новгороде была создана Синодальная (Климентовская) редакция Кормчей книги, ставшая официальным сводом канонического права для Новгородской кафедры (Государственный исторический музей. Синодальное собрание. № 132). В отличие от канонических сборников, бытовавших в Южной и Северо-Восточной Руси, в данную редакцию Кормчей вошли помимо церковных канонов Русская Правда (в пространной редакции), а также русские канонические памятники 12–13 вв. По мнению Я. Н. Щапова, это было обусловлено тем, что к концу 13 в. «сфера юрисдикции новгородского владыки расширилась очень значительно, и в неё вошли не только традиционно принадлежавшие церкви внутренне-административные и судебные функции, но и внешнеполитические дела, отношения с другими русскими землями, а также большая сфера суда по гражданским делам, прежде никогда не принадлежавшая церкви» (Щапов. 1978. С. 223, 248).
В 1280–1290-х гг. в Новгородской архиепископии появилась должность владычного наместника, обязанности которого были связаны прежде всего с церковным судопроизводством. Вероятно, около 1282 г. (после похода к Ладоге псковского князя Довмонта в помощь новгородцам) было учреждено Ладожское наместничество архиепископа Новгородского. С учреждением наместничества связано появление печати ладожских наместников с изображением святителя Климента I, папы Римского (сохранилось 5 экземпляров наместнических печатей эпохи Климента. Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси X–XV вв. Т. 2. Москва, 1970. С. 60, 66–67, 185–186, 328; Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси X–XV вв. Т. 3. Москва, 1998. С. 79–82, 289, 434; Мусин А. Е. Христианизация Новгородской земли в IX–XIV веках. Санкт-Петербург, 2002. С. 104, 115).
В 1287 г. во время волнений в Новгороде архиепископ укрыл в Софийском соборе бывшего посадника Семёна Михайловича. Около 1290 г. по заказу Климента для Софийского собора был «списан» «Устав великыя церкви святыя София» (т. е. Типикон кафедрального собора Святой Софии Константинопольской). В 1292 г. заложил церковь Николы на Липне. 18 октября 1294 г. освятил церковь Великомученика Феодора Стратилата на Софийской стороне. В 1296 г. Климент «постави» церковь Воскресения на воротах Новгородского детинца.
 Вислая актовая печать архиепископа Новгородского Климента, свинец. 1276–1299.Сохранились шесть видов владычных печатей архиепископа Климента, которые относятся к тому же типу, что и печати архиепископа Далмата. На их лицевой стороне имеется обозначение имени и титула, на оборотной – изображение Богоматери «Знамение» в полный рост с титлами МР-ѲУ (Матерь Божия) и СО-ѲИ (София) (последнее – по сторонам диска с Младенцем Спасителем) (Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси X–XV вв. Т. 2. С. 46–47, 174–175, 316–317; Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси X–XV вв. Т. 3. С. 78, 178–179, 285, 416).
Вислая актовая печать архиепископа Новгородского Климента, свинец. 1276–1299.Сохранились шесть видов владычных печатей архиепископа Климента, которые относятся к тому же типу, что и печати архиепископа Далмата. На их лицевой стороне имеется обозначение имени и титула, на оборотной – изображение Богоматери «Знамение» в полный рост с титлами МР-ѲУ (Матерь Божия) и СО-ѲИ (София) (последнее – по сторонам диска с Младенцем Спасителем) (Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси X–XV вв. Т. 2. С. 46–47, 174–175, 316–317; Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси X–XV вв. Т. 3. С. 78, 178–179, 285, 416).
Похоронен в Софийском соборе в Новгороде.
Вскоре после смерти архиепископа Климента на юго-восточном столбе храма Николы на Липне была сделана надпись-граффити с сообщением об этом событии и точной датой.
