Климент (архиепископ Новгородский)
Кли́ме́нт (ум. 22.5.1299, Новгород, ныне Великий Новгород), русский церковный деятель, архиепископ Новгородский (1275/1276–1299).
До рукоположения был игуменом одного из новгородских монастырей и духовником новгородского архиепископа Далмата. Стал одним из двух кандидатов, предложенных Далматом посаднику Павше Онаньичу в качестве своих возможных преемников. Избран по жребию и получил благословение от умирающего архиепископа. По мнению Б. А. Успенского, рукоположение Климента представляло собой исключительный случай для новгородской практики, т. к. он стал первым рукоположенным епископом, в выборе которого произошло отклонение от традиции. Во-первых, в избрании по жребию участвовали 2, а не 3 кандидата, а во-вторых, претенденты были выдвинуты не на вече, а прямо указаны архиепископом (Успенский. 1998. С. 298–299). После смерти архиепископа Далмата (21.10.1273) отправился для поставления в Киев. Хиротонисан митрополитом Киевским и всея Руси Кириллом II (III), по всей видимости, зимой 1275/1276 гг. [Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов (НПЛ). Москва, 1950. С. 323]. Причины задержки хиротонии остаются неясными. После рукоположения провёл несколько месяцев при митрополите в Киеве. Вернулся в Новгород 2 августа 1276 г.
В 1280 г. в связи с возникшим конфликтом между новгородцами и великим князем владимирским Дмитрием Александровичем отправился в Северо-Восточную Русь для переговоров, которые, по всей видимости, оказались безуспешными (НПЛ. С. 324). Находясь во Владимирском великом княжестве, в начале декабря присутствовал при кончине и участвовал в отпевании митрополита Кирилла II (III) в Переяславле (ныне Переславль-Залесский). Вскоре после возвращения архиепископа в Новгород, в начале 1281 г., Дмитрий Александрович совершил поход на Новгород, разорив некоторые новгородские земли (НПЛ. С. 324). Для предотвращения дальнейших военных действий в лагерь великого князя владимирского на реке Шелонь был вновь направлен Климент, которому в этот раз удалось убедить великого князя прекратить военные действия, принять подарки от новгородцев и заключить мир (Полное собрание русских летописей. Т. 25. Москва, 1949. С. 153).
«Стяжаниемь» (т. е. на средства) Климента и «повелениемь» князя Дмитрия Александровича в 1281/1282 гг. (Городилин. 2021. С. 25) в Новгороде была создана Синодальная (Климентовская) редакция Кормчей книги, ставшая официальным сводом канонического права для Новгородской кафедры (Государственный исторический музей. Синодальное собрание. № 132). В отличие от канонических сборников, бытовавших в Южной и Северо-Восточной Руси, в данную редакцию Кормчей вошли помимо церковных канонов Русская Правда (в пространной редакции), а также русские канонические памятники 12–13 вв. По мнению Я. Н. Щапова, это было обусловлено тем, что к концу 13 в. «сфера юрисдикции новгородского владыки расширилась очень значительно, и в неё вошли не только традиционно принадлежавшие церкви внутренне-административные и судебные функции, но и внешнеполитические дела, отношения с другими русскими землями, а также большая сфера суда по гражданским делам, прежде никогда не принадлежавшая церкви» (Щапов. 1978. С. 223, 248).
В 1280–1290-х гг. в Новгородской архиепископии появилась должность владычного наместника, обязанности которого были связаны прежде всего с церковным судопроизводством. Вероятно, около 1282 г. (после похода к Ладоге псковского князя Довмонта в помощь новгородцам) было учреждено Ладожское наместничество архиепископа Новгородского. С учреждением наместничества связано появление печати ладожских наместников с изображением святителя Климента I, папы Римского (сохранилось 5 экземпляров наместнических печатей эпохи Климента. Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси X–XV вв. Т. 2. Москва, 1970. С. 60, 66–67, 185–186, 328; Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси X–XV вв. Т. 3. Москва, 1998. С. 79–82, 289, 434; Мусин А. Е. Христианизация Новгородской земли в IX–XIV веках. Санкт-Петербург, 2002. С. 104, 115).
В 1287 г. во время волнений в Новгороде архиепископ укрыл в Софийском соборе бывшего посадника Семёна Михайловича. Около 1290 г. по заказу Климента для Софийского собора был «списан» «Устав великыя церкви святыя София» (т. е. Типикон кафедрального собора Святой Софии Константинопольской). В 1292 г. заложил церковь Николы на Липне. 18 октября 1294 г. освятил церковь Великомученика Феодора Стратилата на Софийской стороне. В 1296 г. Климент «постави» церковь Воскресения на воротах Новгородского детинца.
Сохранились шесть видов владычных печатей архиепископа Климента, которые относятся к тому же типу, что и печати архиепископа Далмата. На их лицевой стороне имеется обозначение имени и титула, на оборотной – изображение Богоматери «Знамение» в полный рост с титлами МР-ѲУ (Матерь Божия) и СО-ѲИ (София) (последнее – по сторонам диска с Младенцем Спасителем) (Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси X–XV вв. Т. 2. С. 46–47, 174–175, 316–317; Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси X–XV вв. Т. 3. С. 78, 178–179, 285, 416).
Похоронен в Софийском соборе в Новгороде.
Вскоре после смерти архиепископа Климента на юго-восточном столбе храма Николы на Липне была сделана надпись-граффити с сообщением об этом событии и точной датой.