Пимен (митрополит всея Руси)
Пи́мен (ум. 11.9.1389, Халкидон, ныне в черте г. Стамбул, Турция), русский церковный деятель, митрополит всея Руси (1380–1389).
До 1380 г. архимандрит одного из монастырей г. Переяславль (Залесский), по всей видимости, настоятель переславль-залесского Горицкого в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря. Возглавлял черное духовенство и монашество Переяславля.
Поездка в Константинополь в 1379–1380 гг. и поставление в митрополиты
После смерти митрополита всея Руси Алексия стал сторонником Михаила (Митяя), выдвинутого великим князем владимирским Дмитрием Ивановичем кандидатом в русские митрополиты. Вошёл в состав московской делегации, отправившейся в конце июля 1379 г. в Константинополь для поставления Михаила на митрополичью кафедру. После неожиданной кончины Михаила на пути в Константинополь делегация оказалась в сложном положении. Митрополит Киевский Киприан, под управлением которого находились западнорусские епархии, также прибыл в Константинополь на собор, надеясь занять кафедру митрополитов всея Руси. Чтобы не допустить поставления Киприана и гнева великого князя владимирского, члены делегации решили заменить умершего Михаила другим кандидатом. Согласно «Повести о Митяе», главными претендентами стали архимандрит Иоанн «Петровский» (вероятно, настоятель московского Высокопетровского во имя святителя Петра, митрополита Московского, мужского монастыря) и Пимен. После долгих распрей среди послов кандидатом был выбран Пимен, а Иоанн арестован. Используя незаполненные листы пергамена, заверенные великим князем Дмитрием Ивановичем (выданные делегации, скорее всего, для облегчения получения ею денежных займов в случае необходимости), Пимен составил грамоту, в которой утверждалось, что князь желал видеть русским митрополитом именно его. Грамота была зачитана в Константинополе на церковном соборе в присутствии императора Иоанна V Палеолога и константинопольского патриарха Нила, который, однако, не принял окончательного решения, т. к. считал более достойным претендентом Киприана. От имени великого князя владимирского Пимен и его сторонники заняли в долг у итальянских и мусульманских купцов крупные суммы, подкупив участников собора. В июне 1380 г. собор поставил Пимена на митрополию всея Руси, за митрополитом Киприаном было оставлено управление Церковью Малой Руси и Литвы.
Борьба за митрополичью кафедру (1380–1389)
Известие о выборе Пимена вызвало сильное недовольство у Дмитрия Ивановича, который предложил занять митрополичью кафедру Киприану, приехавшему в Москву 23 мая 1381 г. Возвращавшийся из Константинополя Пимен осенью 1381 г. был задержан под Коломной и отправлен в ссылку в Чухлому, где пробыл около года, а затем был переведён в Тверь. Патриарх Нил требовал смещения Киприана и восстановления на кафедре Пимена, однако великий князь владимирский оставался непреклонен.
Утверждению Пимена на кафедре способствовал набег Тохтамыша 1382 г. на Москву, когда Дмитрий Иванович заподозрил покинувшего Москву и укрывшегося в Твери Киприана в политических интригах. Киприан был выслан из Москвы в Великое княжество Литовское. Однако положение Пимена на кафедре оставалось крайне нестабильным. В конце 1382 г. из Константинополя на Русь вернулся владыка Нижегородский, Суздальский и Городецкий Дионисий, возведённый патриархом Нилом в сан архиепископа, что привело к обсуждению в Москве и Вильно вопроса о его возможном поставлении на митрополичью кафедру вместо как Пимена, так и Киприана.
В 1383 г. Дионисий вновь отправился в Византию. Сначала там было принято решение направить на Русь посланников от патриарха, которые должны были разобраться в сложившейся ситуации и в случае необходимости – низложить Пимена. Вскоре в том же году Дионисий был возведён в Константинополе на общерусский митрополичий престол, однако на обратном пути в Москву он в 1384 г. был арестован великим князем киевским Владимиром Ольгердовичем в Киеве, где через год скончался.
Приехавшие в Москву патриаршие послы вызвали Пимена на судебное разбирательство, и в начале мая 1385 г. он прибыл в Константинополь. Туда же для поддержки обвинений против Пимена в 1387 г. приехал духовник великого князя московского – архимандрит московского Симонова в честь Успения Божией Матери мужского монастыря Феодор (племянник Сергия Радонежского). В Константинополе 29 мая 1387 г. решение вопроса о замещении Русской митрополии было отложено в связи с отъездом митрополита Киприана в Малую Русь. Феодор, разминувшийся с Киприаном, перешёл на сторону Пимена и был поставлен им в архиепископы Ростовские. После этого Пимен и Феодор покинули Византию, «тайно переправившись на восток» [Памятники древнерусского канонического права (ПДРКП). 1908. Приложение № 33. Стб. 216], т. е., очевидно, уйдя на турецкую сторону Босфора, не поставив в известность греков, а затем, когда были обнаружены посланцами императора и патриарха, решительно отказались вернуться в Константинополь.
Пимен вернулся на Русь 6 июля 1388 г. до завершения судебного разбирательства («без исправы»: Полное собрание русских летописей. Т. 15, вып. 1. 1922. Стб. 154), но был принят великим князем владимирским Дмитрием Ивановичем как законный митрополит. Возможно, сыграл примирительную роль в урегулировании конфликта между великим князем владимирским и его двоюродным братом серпуховским князем Владимиром Андреевичем Храбрым. На праздник Благовещения, 25 марта 1389 г., князья примирились и составили договорную грамоту [в тексте отмечено, что она составлена по благословению «Пимина, митрополита всея Рус(и)»: Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV–XVI вв. Москва ; Ленинград, 1950. № 11. С. 30].
За время пребывания на Руси совершил 6 хиротоний, поставив Савву во епископа Сарского и Подонского (конец 1382), Михаила во епископа Смоленского и Стефана Пермского на новую Пермскую кафедру (обе – зимой 1383/1384), Феогноста во епископа Рязанского (15 августа 1388), игумена Хутынского Варлаамиева в честь Преображения Господня монастыря Иоанна (Стухина) в архиепископа Новгородского (17 января 1389), архимандрита владимирского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря Павла во епископа Коломенского (11 апреля 1389).
В феврале 1389 г. на Константинопольском соборе, состоявшемся при новом патриархе Антонии IV, не присутствовавший там Пимен был объявлен низложенным, а Киприан был восстановлен в правах митрополита Киевского и всея Руси (ПДРКП. Приложение № 33. Стб. 211–226). 13 апреля того же года Пимен вместе со смоленским епископом Михаилом и архимандритом московского в честь Преображения Господня мужского монастыря (Спаса на Бору) Сергием выехал в Константинополь, не предупредив об этом великого князя Дмитрия Ивановича, чем в очередной раз вызвал его недовольство. Обстоятельное описание последнего путешествия Пимена составил инок Игнатий Смольнянин из окружения смоленского владыки. Вскоре в Константинополь на соборный суд прибыли Киприан и архиепископ ростовский Феодор, вернувшийся в стан противников Пимена (очевидно, вследствие разлада последнего с великим князем). Недолго пробыв в Константинополе, Пимен ушёл на турецкую сторону Босфора и не являлся на суд. После того как Пимен не откликнулся на 3-й вызов, Константинопольский синод принял решение о его низложении и конфискации имущества, которое должно было отойти к Киприану как законному главе Русской Церкви и к Феодору в возмещение его убытков. Вскоре Пимен скончался.
Похоронен в церкви во имя святого Иоанна Предтечи в Галате – предместье Константинополя (ныне Стамбул).