Митяй
Митя́й (в крещении Димитрий, в монашестве Михаил) (ум. 1379, на рейде Константинополя, Византия), русский церковный деятель, архимандрит (1376), наречённый митрополит Киевский и всея Руси (1378). Происходил из семьи священника. По преданию, относящемуся к 1-й трети 16 в., происходил из г. Тешилов на реке Ока (ныне деревня Спас-Тешилово городского округа Серпухов Московской области).
Биография до 1378 г.
Служил в одной из церквей Коломны, являвшейся личным уделом великого князя владимирского Дмитрия Ивановича. Не позднее середины 1370-х гг. переведён Дмитрием Ивановичем в Москву, стал духовником и печатником великого князя. В последние годы жизни митрополита Алексия Дмитрий Иванович, вопреки мнению митрополита, настоял на кандидатуре Митяя в качестве преемника на посту главы Русской Церкви в противовес митрополиту Киприану, пользовавшемуся поддержкой великого князя литовского Ольгерда. Тем не менее митрополит Алексий направил патриарху Константинопольскому Макарию послание с просьбой о поставлении Митяя в митрополиты. В 1376 г. Митяй принял монашеский постриг (внешне как бы по принуждению – «яко неволею»), который совершил настоятель московского в честь праздника Чуда архистратига Михаила в Хонех мужского монастыря Елисей Чечётка. Почти сразу вслед за этим Михаил был поставлен архимандритом великокняжеского в честь Преображения Господня мужского монастыря (Спаса на Бору) в Московском Кремле.
Наместник митрополичьей кафедры и наречённый митрополит (1378–1379)
В течение 1,5 лет со времени смерти митрополита Алексия (ум. 12.2.1378) Михаил являлся наместником митрополичьей кафедры, фактически исполняя функции её главы (за исключением поставления епископов). На этот период приходится начало миссионерской деятельности преподобного Стефана Пермского, которому Михаил оказывал всестороннее содействие. Самовластная деятельность Михаила вызывала осуждение со стороны авторитетных представителей русского монашества (в частности, преподобного Сергия Радонежского), не одобрявших прямого вмешательства великокняжеской власти в дела церкви. С целью упрочить своё положение ещё до митрополичьей интронизации Михаил с согласия и при поддержке великого князя владимирского созвал собор великорусских епископов, который, в соответствии с нормами канонического права, должен был поставить его епископом. Однако поставление не состоялось из-за решительного противодействия епископа Суздальского Дионисия, объявившего о неправомочности подобного акта без санкции патриарха Константинопольского. Полемизируя с Дионисием, Михаил составил подборку изречений отцов Церкви «от Пчелы правоверия… еже о иноцех властолюбцех» (открыта в 1863 И. И. Срезневским, текст не опубликован, современное местонахождение рукописи неизвестно).
В конце июля 1379 г. Михаил в сопровождении большой свиты отправился в Константинополь. Срочность поездки была обусловлена тем обстоятельством, что епископ Дионисий, нарушив обещание, ранее данное под угрозой заточения великому князю владимирскому, тайно отправился в Константинополь с жалобами на архимандрита. Перед отъездом Михаил получил у Дмитрия Ивановича бланки грамот (чистые листы пергамена с подвешенными печатями) для использования в качестве векселей генуэзским ростовщикам (полученные средства должны были использоваться для раздачи даров в Константинополе). Скончался после непродолжительной болезни, начавшейся во время поездки в Византию.
Спутники Михаила после продолжительных споров, не поставив в известность великого князя владимирского Дмитрия Ивановича, самовольно выбрали в качестве кандидата в митрополиты Пимена, архимандрита переславль-залесского Горицкого в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря, и написали на одном из бланков, оставшихся после Михаила, грамоту к патриарху Константинопольскому от имени великого князя владимирского. Это обстоятельство ещё более усложнило конфликтную ситуацию в Киевской митрополии, окончательно разрешившуюся лишь в 1389 г. после второго приезда в Москву митрополита Киприана.
Образ Митяя в исторических источниках
Истории карьеры и смерти Митяя посвящён своеобразный церковно-политический памфлет – «Повесть о Митяе», написанная либо его соперником, митрополитом Киевским и всея Руси Киприаном, либо кем-то из ближайшего окружения последнего и сохранившаяся в составе Рогожского летописца и других летописей. В историографии личность и деятельность Митяя нередко трактуется через призму восприятия автора повести. Поздняя (в редакции 1520-х гг.) версия «Повести...» проиллюстрирована в Лицевом своде.