Кинжалов Ростислав Васильевич
Кинжа́лов Ростисла́в Васи́льевич (15.7.1920, Козлов, ныне Мичуринск – 9.7.2006, Павловск в составе Санкт-Петербурга), советский и российский историк, исследователь культур доколумбовой Америки, антиковед, писатель, переводчик, мемуарист, заслуженный деятель науки Российской Федерации (2001). Родился в семье школьных учителей. Отец – Василий Гаврилович (1891–1938), был арестован и расстрелян в годы «Большого террора»; его судьба оказала определяющее влияние на формирование характера Р. В. Кинжалова и его отношение к жизни.
Ещё в юные годы Кинжалов заинтересовался культурами Древнего Востока и доколумбовой Америки. Состоял в переписке с востоковедом Н. Д. Флиттнер и языковедом И. И. Мещаниновым, по их совету по окончании средней школы (1941) решил поступить на филологический факультет Ленинградского государственного университета (ЛГУ). В начале Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., имея освобождение от военной службы по зрению, вступил добровольцем в Красную Армию, служил работником политпросвета в военной части 2676, сражавшейся на Брянском и Воронежском фронтах, затем работал во фронтовом госпитале. Комиссован по состоянию здоровья. Узнав об эвакуации ЛГУ в Саратов, Кинжалов переехал туда осенью 1942 г. и поступил на отделение классической филологии филологического факультета. В 1947 г. окончил университет (ЛГУ реэвакуирован в 1944), под научным руководством филолога-классика И. И. Толстого защитив дипломную работу на тему «Древнегреческий свадебный обряд» (после переработки опубликован в виде статьи в 1999). Индивидуально занимался ассиро-вавилонской клинописью у ассириолога А. П. Рифтина. В Саратове одновременно с обучением в ЛГУ Кинжалов поступил на теоретико-композиторский факультет также находившейся в эвакуации Ленинградской консерватории, но из-за недостатка времени вскоре покинул её (Кинжалов с детства играл на фортепиано, пробовал сочинять музыкальные композиции, в связи с чем в 1939–1940 состоял в переписке с композитором Д. Д. Шостаковичем).
В 1943–1944 гг. Кинжалов работал в Саратовском художественном музее имени А. Н. Радищева, в 1945–1957 гг. – в отделе Востока Государственного Эрмитажа. Участвовал в археологических экспедициях в Закавказье, что впоследствии нашло отражение в ряде его работ, посвящённых памятникам искусства этого региона в античную эпоху. Кроме того, исследовал памятники культуры Сасанидского Ирана (результаты обобщены в подготовленной совместно с иранистом В. Г. Лукониным книге: Кинжалов Р. В. Памятники культуры Сасанидского Ирана / Р. В. Кинжалов, В. Г. Луконин. Ленинград, 1960). Одновременно Кинжалов углублялся в проблемы этнографии и истории доколумбовой Америки (опубликовал ряд рецензий на зарубежные издания), уделяя особое внимание изучению индейских языков киче (входит в ветвь киче языков майя) и классический науатль (относится к астекским языкам). В 1955 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Политическая и социальная направленность повести "О жизни Александра Македонского". (Версия А)» (научный руководитель И. И. Толстой). В 1955 г. выступил организатором первой выставки древностей доколумбовой Америки, хранящихся в Государственном Эрмитаже.
В 1957 г. перешёл в Ленинградскую часть Института этнографии Академии наук СССР [ЛЧ ИЭ АН СССР; с 1992 Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук], где в 1962–1990 гг. руководил Сектором народов Америки (ныне отдел этнографии Америки), с 1991 г. главный научный сотрудник. В различные годы являлся учёным секретарём ЛЧ ИЭ АН СССР, занимал руководящие посты в общественных организациях института. В 1961 г. выступил научным консультантом грандиозной международной выставки «Искусство Мексики» и научным редактором её каталога. В 1971 г. защитил докторскую диссертацию по монографии «Культура древних майя». Отечественные и зарубежные специалисты высоко оценили эту книгу, которая стала значительным вкладом в изучение цивилизации майя.
Выдающийся представитель ленинградской/санкт-петербургской исследовательской школы, в значительной степени под влиянием своих университетских учителей (И. И. Толстого, С. Я. Лурье, И. М. Тронского, О. М. Фрейденберг) и старших коллег по Эрмитажу (В. В. Струве, И. А. Орбели, К. В. Тревер, М. Э. Матье) Кинжалов сформировался как исследователь, для которого был характерен широкий круг интересов, особенно в области культуры. Уровень развития культуры конкретного народа для него неразрывно связан со степенью социально-экономического развития этого народа (при этом подход учёного далёк от марксистского редукционизма). На одинаковых стадиях своего развития разные народы создают схожие культурные формы. Однако с переходом на более высокие ступени развития и возникновением новых культурных форм предшествующие исчезают не сразу, часто сохраняясь очень долго. При подобном понимании явления античной культуры могут изучаться в свете данных о культурах Месопотамии или Мезоамерики, и наоборот: феномены культур доколумбовой Америки получают своё надлежащее объяснение на основании сведений об античном мире.
Наряду с работами о культуре и искусстве народов древней Америки (преимущественно майя), Кинжалов выполнил ставший классическим перевод важнейшего источника по истории и культуре Центральной Америки – эпоса народа киче «Пополь-Вух» (1959). В том же году им опубликован перевод «Родословной владык Тотоникапана», а в 1991 г. – драмы майя-киче «Рабиналь-Ачи» («Воин из Рабиналя»), единственного из дошедших до нас произведений драматургии древних народов Мезоамерики.
Значителен вклад учёного в исследование древней мифологии. Он полагал, что при различии языков и исторических судеб мифология индейцев Мезоамерики была единой, но претерпевала стадиально обусловленные изменения. Кинжалов разработал оригинальную модель её эволюции в виде смены трёх мифологических систем. Центральные фигуры доольмекской системы (3-е – середина 2-го тыс. до н. э.) – верховное многофункциональное божество («богиня с косами») и её сын («толстый бог»), выступающий посредником между своей матерью и людьми. Во второй мифологической системе, сформировавшаяся сначала у ольмеков и получившая развитие у майя классического периода (конец 2-го тыс. до н. э. – конец 1-го тыс. н. э.), «богиня с косами» теряет своё значение, её образ распадается на ряд богинь с более узкими функциями, то же происходит с образом «толстого бога», устанавливается связь божеств с культом правителя, появляются специальные божества смерти, возникает календарная и эсхатологическая мистика. В третьей системе, наиболее известным образцом которой является мифология ацтеков, доминирующей становится идея о необходимости регулярно поддерживать жизнь божеств, особенно бога Солнца, человеческой кровью. Наиболее полное отражение выводы учёного получили в энциклопедии «Мифы народов мира» (1-е издание, 1980–1982, т. 1–2), в которой он являлся членом редакционной коллегии и для которой написал 63 статьи.
Для научного творчества Кинжалова характерны интерес к источникам, умение тонко их интерпретировать, глубоко проникая в изучаемые памятники, вживаясь в них, анализируя их строение, стиль и семантику. Труды Кинжалова очень разнообразны по тематике и форме изложения. В его ёмких исследованиях, написанных ясным, гибким, изящным слогом, сочетаются глубокий подтекст с простотой и доходчивостью изложения самых сложных вопросов. Даже небольшие статьи он выполнял на огромном материале, обогащая важными наблюдениями смежные с изучаемым вопросом области.
Кинжалов стремился рассказать об исследуемых им культурах не только специалистам, но и широкому кругу читателей. Написал научно-популярные книги «Падение Теночтитлана» (в соавторстве с А. М. Беловым, 1956), «Шесть дней Древнего мира: этнографические очерки» (1989), «Орёл, кецаль и крест: очерки по культуре Месоамерики» (1991). В его исторических романах и повестях «Воин из Киригуа» (1976; 2-е изд. с добавлением рассказов и очерков в книге «Апокалипто», 2006), «Конец Священного Круга» (1988) научная достоверность сочетается с литературными достоинствами.
В советский период Кинжалов читал спецкурсы на восточном (по греческой папирологии) и историческом (по истории культуры и этнографии древних народов Америки) факультетах ЛГУ; был многолетним сотрудником общества «Знание».
О сохраняющемся интересе к многогранному творчеству Кинжалова свидетельствуют переиздания его переводов и исследований, публикации не изданных ранее художественных произведений [историко-приключенческий роман об эпохе Александра Македонского «Сокровища Великой Богини» (2008) и др.], а также его воспоминаний «Из прошлого» (2013). Его работы получили международное признание.