Художественное стекло
Худо́жественное стекло́, изделия из стекла. Стекло как материал (прозрачный либо непрозрачный, бесцветный или цветной), в расплавленном состоянии легко поддающийся формовке, используется для изготовления витражей, смальтовых мозаик, произведений декоративно-прикладного искусства и ювелирного искусства, скульптуры (обычно малых форм). Декоративное отделочное стекло применяется при оформлении фасадов зданий, изготовлении архитектурных деталей и т. д. Технические приёмы стекольного ремесла очень разнообразны. Декорирование художественного стекла происходит либо в горячем состоянии (гутное стекло, наиболее древний способ изготовления), либо с применением холодных видов обработки – шлифования, гравировки, резьбы, росписи, травления, пескоструйной обработки и т. д.
Исторический очерк
В Древнем мире производство художественного стекла было особенно развито в Дрeвнем Египте (со 2-го тыс. до н. э.), Сирии, Персии, Финикии, Римской империи. С 6 в. н. э. центры художественного стеклоделия сосредоточились в Византии, где процветала выделка цветного непрозрачного стекла для посуды и изготовления смальт. В эпоху готики важнейшей областью применения художественного стекла стали многоцветные витражи. Художественное стекло было распространено в средневековых странах исламского Востока (Сирия и др.). С конца 13 в. ведущее значение в стекольном производстве Европы приобрело венецианское стекло, с 14–15 вв. – богемское стекло (расцвет – конец 16 – 18 вв.). Изобретение Дж. Рейвенскрофтом в конце 17 в. «английского хрусталя» (англ. flint glass, также «свинцовое стекло») позволило широко применять в художественном стекле новые виды декора – «ромбическую» грань наподобие алмазной, с 19 в. – «бриллиантовую» шлифовку, что максимально выявляло преломление света в гранях. Эта техника широко распространилась во Франции (баккара) и в других странах Европы. С 18 в. интенсивно развивается производство бижутерии (искусственных драгоценных камней). Реформаторами в области художественного стекла на рубеже 19–20 вв. стали А. Кро, Э. Галле, О. Даум и Р. Лалик во Франции, Л. Тиффани в США, Й. Хофман в Австрии, Й. Драгоневский в Чехии. В их изделиях, часто полупрозрачных, многослойных, отличающихся тонкими и сложными цветосочетаниями, усложнённой техникой декорирования, использованием стилизованных (преимущественно флоральных) мотивов, преобладали черты стиля модерн. Для современного художественного стекла характерно необычайное разнообразие техник и стилевых тенденций; увлечение изысканными конфигурациями и усложнённо-орнаментальной обработкой поверхностей сосуществует с тяготением к аскетически строгим решениям, основанным на простоте конструктивных форм и прозрачности материала, нередко с обыгрыванием оптических свойств стекла.
Художественное стекло в России
В России традиция стеклоделия получила значительное развитие уже в древнерусском искусстве 11–12 вв. (бусы, браслеты, сосуды; изготовление смальты). Производство художественного стекла возродилось в 17 в., когда в 1635 г. под Москвой был основан Духанинский стеклянный завод, изделия которого, преимущественно чёрного цвета, украшались цветными эмалями, налепами. Построенный в 1668 г. под Москвой Измайловский завод выпускал прозрачную стеклянную посуду с применением золочения. Важнейшую роль в развитии стеклоделия сыграл заложенный царём Петром I в начале 18 в. под Москвой Императорский хрустальный и стекольный завод (к середине 18 в. вместе с Ямбургскими заводами переведён в Санкт-Петербург). В 18 в. были основаны также Гусевский хрустальный завод и Дятьковский хрустальный завод. Огромный вклад в производство цветного художественного стекла (главным образом для мозаик, бижутерии и архитектурной облицовки) внёс М. В. Ломоносов, создавший в 1753 г. Усть-Рудицкую фабрику. Для русского искусства 18 в. характерны гутное стекло, изготовлявшееся путём свободного выдувания и лепки на небольших купеческих заводах (изделия часто расписывались эмалевыми красками), и прозрачное светлое художественное стекло, декорируемое в основном с помощью гравировки и выпускавшееся Императорским заводом и наиболее крупными частными предприятиями; с середины 18 в. производилось много изделий из молочного стекла. По проектам А. Н. Воронихина, Ч. Камерона, М. Ф. Казакова, Н. А. Львова, К. И. Росси, Ж.-Ф. Тома де Томона и других на Императорском заводе выполнялись (в стиле классицизма) детали осветительной арматуры, мебели и архитектурного декора. С конца 18 в. здесь же были освоены варка свинцового хрусталя и алмазное гранение, для которого в начале 19 в. типичен особый рисунок, подражающий бриллиантовой огранке («русский камень»). К середине 19 в. возникает увлечение гигантскими размерами изделий (сборные хрустальные канделябры, люстры, вазы, детали архитектурного декора). В конце 19 в. выпускается также стекло прессованное, цветное (в том числе урановое, с середины 19 в.), многослойное с росписью эмалевыми красками. Развивается имитационное направление (подражание камню, фарфору, дереву и металлу), распространяется влияние стиля модерн.
Интенсивное производство художественного стекла возобновляется с конца 1930-х гг.; ведущую роль в этом сыграли технолог Н. Н. Качалов, художники В. И. Мухина, А. А. Успенский, Н. А. Тырса, Б. А. Смирнов, С. М. Бескинская, Г. А. Антонова и др. С 1950-х гг. художественные лаборатории появились почти на всех крупных отечественных заводах сортовой посуды. С 1960-х гг. возродилось искусство витража, широкое распространение получили «хрустальные фонтаны» и декоративные установки из стекла и металла, изготовление различных изделий для украшения интерьеров (в том числе гобеленов из стеклоткани, декоративных ваз из сульфидного стекла, мебели).