Хоружий Сергей Сергеевич
Хору́жий Серге́й Серге́евич (5.10.1941, г. Скопин Рязанской области – 22.9.2020, Москва), религиозный философ, православный богослов, историк русской религиозной мысли, доктор физико-математических наук, переводчик произведений Дж. Джойса. Академик академии Sapientia et Scientia в Риме. Занимался исследованием аскетической практики исихазма, широко известен как создатель религиозно-философского учения синергийной антропологии, опирающегося на личный опыт духовных практик. Редактор изданий трудов русских религиозных философов 1-й половины 20 в.: П. А. Флоренского, С. Н. Булгакова и Л. П. Карсавина и др. В советский период участвовал в подпольных проектах по переводу богословской литературы на русский язык.
Биография
С. С. Хоружий родился в начале Великой Отечественной войны, на которой погибли его родители. Воспитывался родственниками матери. В 1958 г. поступил на физический факультет Московского государственного университета и проходил обучение на кафедре квантовой теории и статистической физики. В 1967 г. защитил кандидатскую диссертацию «Проблемы аксиоматической теории рассеяния» в Математическом институте Академии наук (МИАН) под руководством М. К. Поливанова. Затем продолжил работу в МИАН в должности научного сотрудника, затем профессора вплоть до 2006 г. В 1976 г. защитил докторскую диссертацию «Алгебраический подход в квантовой теории поля с правилами суперотбора», в которой впервые комплексно проанализировал и представил алгебраическую аксиоматику релятивистской квантовой теории. С 1993 г. действительный член Российской академии естественных наук.
В этот же период Хоружий открыл для себя сочинения А. С. Хомякова, Вл. С. Соловьёва, П. А. Флоренского и других русских религиозных философов. Изучение русской религиозной философии становится платформой для формирования его собственных идей и подходов. В общей сложности им было написано несколько десятков трудов по истории русской религиозной философии: «Алексей Хомяков и его дело» (2004), «Карсавин и время» (2002), «Наследие Владимира Соловьёва сто лет спустя» (2000), «После перерыва. Пути русской философии» (1994), «Миросозерцание Флоренского» (1999), «Опыты из русской духовной традиции» (2005), «Арьергардный бой. Мысль и миф Алексея Лосева» (1992), «Эсхатология Достоевского в призме современного ренессанса эсхатологии» (2018). Опубликовав статью «Философский пароход» (1990), ввёл в академическое пространство соответствующий термин. Связан с окружением отца Александра Меня, был другом одного из ключевых философов своего поколения, В. В. Бибихина, творчеству которого посвятил ряд статей.
Главный научный сотрудник сектора философских проблем социальных и гуманитарных наук Института философии РАН, основатель и директор Института синергийной антропологии (ИСА) в Москве (2005–2020), научный руководитель Центра синергийной антропологии НИУ ВШЭ (2006–2020). Главный редактор международного антропологического журнала «Фонарь Диогена» (2015–2020). Руководитель открытого антропологического семинара «Феномен человека в его эволюции и динамике» (2005–2020). Входил в состав Синодальной библейско-богословской комиссии Русской православной церкви.
Философские взгляды
Хоружий под влиянием П. А. Флоренского синтезировал выводы современной физики (в частности, «принцип неопределённости Гейзенберга», в рамках которого наблюдатель не может быть отделен от наблюдаемого) и религиозные практики православной церкви, прежде всего исихастские мистические практики умно-сердечной молитвы, связанные с контролем за всеми исходящими изнутри помыслами и подготавливающие к внутреннему, духовному богосозерцанию. Традиция исихазма была мало доступна для изучения в Советском Союзе. Хоружий пришёл к ней через неопаламизм русской религиозной эмиграции, в частности через докторскую диссертацию и другие работы отца Иоанна Мейендорфа о богословии святого Григория Паламы. Значение наследия отца Иоанна Мейендорфа и степень его влияния на становление своих религиозно-философских взглядов Хоружий подчёркивает в статье «Личность и энергия в Богословии Мейендорфа и в современной философии» (2012). Хоружий также обращался к анализу судьбы концепции неопатристического синтеза в истории русской мысли и отмечал, что это была стратегия, открывающая путь к постижению и творческому христианскому изменению современности, стратегия творческого развития русской мысли, но самой русской мыслью не воспринятая.
Хоружий сосредоточил свои исследования на текстах Отцов Церкви и богословии православного аскетизма и исихазма, духовные практики которого он рассматривал в качестве источника новой философской антропологии.
Он выделил два этапа аскетической практики исихазма: первый этап – «уход от мира», антиобщественный по своей сути, и второй этап – возвращение опытного подвижника в мир. Эта стадия становится основой новой социальной этики – «этики разделения бремени». Примерами носителей «этики разделения бремени» Хоружий считает представителей православного старчества.
Данной проблематике посвящены следующие труды: «Мистические и духовные практики» (2011), «О старом и новом» (2000), «К феноменологии аскезы» (1998), «"Духовная практика" и "отверзание чувств" как феномены энергийной антропологии. Компаративный анализ» (1998), «Насущность подвига. Феномен православной аскезы как междисциплинарная проблема» (1999), «Концепция совершенного человека в перспективе исихастской антропологии» (1995).
Несмотря на то, что идеи Хоружего развивались в тесном диалоге с православным богословием и русской религиозной философией, в своих этических интуициях он во многом сближается с современными феноменологами и представителями французского постмодернизма (Э. Левинас, Ж. Делёз, Ж.-Л. Нанси) и разделяет размышления М. Фуко о практиках себя.
Хоружий также исследовал новый формат кризиса европейской культуры, который, по его мнению, носит антропологический характер. В книге «Фонарь Диогена. Критическая ретроспектива европейской антропологии» (2010) он проанализировал истоки кризиса европейского субъекта, критикуя подход к восприятию человека в классической западноевропейской философской традиции. В качестве ответа на вызовы современной эпохи предложил оригинальную систему синергийной антропологии, рассматривающую человека как энергийный феномен в противовес классическим представлениям западноевропейской философии. Человек – это синтез внутренней энергии, формирующейся за счёт «умного делания», и внешней сверхприродной божественной энергии, нацеленной на акт онтологической трансформации. Синергия этих двух типов энергий ведёт к теозису (обожению), то есть приобщению твари к нетварной божественной жизни. Синергийная антропология исследует предельные проявления человека и динамику их изменения, основываясь на данной теоретической базе, выстраивает концепцию исторической эволюции человека и анализирует современные тренды его развития. Основные труды, в которых разрабатывается проблематика синергийной антропологии: «Лекции по введению в синергийную антропологию» (2007), «Очерки синергийной антропологии» (2005), «Краткая хрестоматия по синергийной антропологии» (2003).
Работы С. С. Хоружего переведены на английский, польский, сербский и другие языки.