Хюбнер Курт
Хю́бнер Курт (Kurt Hübner) (1.9.1921, Прага – 8.2.2013, Киль), немецкий философ. Учился в университетах Праги, Ростока и Киля. Профессор Технического университета в Берлине (1961–1971), Кильского университета (1971–1988). Президент Немецкого философского общества (1969–1975). Основные труды: «Критика научного разума» («Kritik der wissenschaftlichen Vernunft», 1978, рус. пер. 1994), «Истина мифа» («Die Wahrheit des Mythos», 1985, рус. пер. 1996), «Вера и мышление» («Glaube und Denken», 2001).
В формулируемой им «общей метатеории» Хюбнер исходит из многомерного «аспектного» характера действительности, утверждая суверенную легитимность таких специфических форм её постижения, разнородных по своим установкам, как наука, миф, религиозное Откровение. Эмпирические науки, в значительной степени определяющие современное миропонимание (их роль в современную эпоху аналогична роли богословия в средние века), в своём систематическом объяснении действительности основываются на сведении воспринимаемых феноменов к общим понятиям – законам (в естественных науках) и правилам (в исторических науках). Априорные аксиоматические предпосылки этих законов и правил, представляющиеся самоочевидными, имеют своей основой исторические системные ансамбли различных установлений (кантовские «условия возможности» опыта), доминирующие в определённой социокультурной ситуации и изменяющиеся вместе с нею. Движущей силой развития науки являются противоречия внутри системных ансамблей, «гармонизация» которых через разрешение этих противоречий достигается либо путём «экспликации» (возможного уточнения) существующих научных систем, либо путём «мутации», т. е. изменения самих их оснований.
Этого различия между абстрактным понятием и единичным фактом (утвердившегося в греческой философии) нет в мифе, где общее и особенное слиты в нераздельном единстве, в индивидуальности «нуминозных» существ (богов), с именем которых связаны «начала» (архе), обусловливающие регулярную повторяемость событий в профанном мире (например, Эос или Борей, а не заря или северный ветер). Характерное для мифического мировосприятия единство материального и идеального, общего и индивидуально-конкретного продолжает жить в искусстве, как и архетипический статус мифического «священного» времени и пространства – в «условном» (по отношению к повседневности) статусе художественного времени и пространства.
Миф предстаёт также интегральной частью религиозного откровения, которое мифично как внутримировое явление Бога и не мифично как явление трансцендентного Бога. Используя библейские образы, Хюбнер противопоставляет Логос Откровения (творящее действительность Слово Бога), питающийся от «древа жизни», логосу метафизики, питающемуся от «древа познания» в стремлении силами автономного человеческого разума построить всеохватывающую картину мира. Прослеживаемая Хюбнером внутренне противоречивая история масштабных метафизических построений (от Платона и Аристотеля до Г. В. Ф. Гегеля и Ф. В. Шеллинга) завершается «метафизикой безбожия» (Ф. Ницше, Ж.-П. Сартр) и распадом на множество отдельных дисциплин и конкурирующих теорий, предлагающих гипотетическое объяснение различных сфер удалённого от Бога мира явлений.