Фрич Вилли
Фрич Ви́лли (Willy Fritsch; настоящее имя Вильгельм Эгон Фриц, Wilhelm Egon Fritz) (27.1.1901, Каттовиц, Германия, ныне Катовице, Польша – 13.7.1973, Гамбург), немецкий актёр и эстрадный певец.
Родился в семье землевладельца и фабриканта, с 1912 г. (после банкротства фирмы отца) жил в Берлине. С 14 лет Фрич работал: сначала на заводе, затем посыльным и помощником клерка в берлинском окружном суде. В 1919 г. принял участие в спектакле «Орестея» (пел в хоре) на открытии Большого драматического театра (Großes Schauspielhaus, ныне не существует), режиссёром которого был Макс Рейнхардт. В том же году брал уроки актёрского мастерства, получал небольшие роли в «Немецком театре», с которым заключил контракт и выступал в амплуа юноши-любовника и комика. В 1922 г. участвовал в гастрольном турне труппы Рейнхардта по Скандинавии.
С 1921 г. Фрич играл в немом кино, первый фильм с его участием – «Мисс Венера» («Miß Venus», режиссёр Л. Черни); уже в 1923 г. получил главную роль в фильме «Его жена, неизвестная» («Seine Frau, die Unbekannte», режиссёр Б. Кристенсен). Всего он снялся в 30 немых картинах, среди которых: «Фермер из Техаса» («Der Farmer aus Texas», режиссёр Дж. Май), «Вальс мечты» («Ein Walzertraum», режиссёр Л. Бергер; оба – 1925), «Принц и танцовщица» («Der Prinz und die Tänzerin», режиссёр Р. Айхберг), «Невеста боксёра» («Die Boxerbraut», режиссёр Й. Гутер; оба – 1926), «Последний вальс» («Der letzte Walzer», 1927; режиссёр А. Робисон), «Шпионы» («Spione», 1928), «Женщина на Луне» («Frau im Mond», 1929; оба – режиссёр Ф. Ланг).
В 1929 г. сыграл главную роль в первом в Германии звуковом фильме – «Мелодия сердца» («Melodie des Herzens», режиссёр Х. Шварц). Произнесённая Фричем фраза «Я коплю деньги на лошадь» («Ich spare nämlich auf ein Pferd») считается первой в истории немецкого кинематографа репликой, прозвучавшей из уст актёра. Поскольку роль в этой мелодраме предполагала пение, Фрич стал брать частные уроки вокала и определил на долгие годы своё амплуа поющего актёра – комика и героя-любовника. С 1926 г. его постоянной партнёршей была Лилиан Харви, с которой он работал в немом кино («Целомудренная Сюзанна», «Die keusche Susanne», 1926; «Её тёмный секрет», «Ihr dunkler Punkt», 1928), а затем в звуковом (первая совместная картина – «Вальс любви», «Liebeswalzer», 1930, режиссёр В. Тиле). Всего Фрич и Харви вместе снялись в 12 фильмах и снискали у широкой публики славу «звёздной пары немецкого кино» («Traumpaar des deutschen Films»; см. Klee E. 2007. S. 150).
Многие песни, исполненные этим дуэтом первоначально в фильмах, вышли за пределы экрана, стали хитами. Среди них: «Liebling, mein Herz lässt dich grüßen» (из фильма «Трое с бензоколонки», «Die drei von der Tankstelle», 1930; режиссёр В. Тиле), «Wir zahlen keine Miete mehr» («Блондинка мечты», «Ein blonder Traum», 1932), «Ich wollt ich wär ein Huhn» («Счастливые дети», «Glückskinder», 1936), «Chinamann» и «Ich tanze mit dir in den Himmel hinein» («Семь пощёчин», «Sieben Ohrfeigen», 1937), «Heut sollte Sonntag sein für meine Liebe» («Женщина за рулём», «Frau am Steuer», 1939; все – режиссёр П. Мартин). Приход к власти нацистов внёс коррективы в творческую работу тандема: после того как Харви помогла хореографу еврейского происхождения Йенсу Кейту бежать из Германии, она прошла через допрос в гестапо и оставалась под строгим надзором. Фрич, как и ранее, продолжал сниматься в романтических комедиях, но не избежал участия и в пропагандистских лентах, как, например, «Молодые орлы» («Junge Adler», 1944; режиссёр А. Вайденман). В 1933 г. вступил в ряды NSDAP, в 1944 г. был включён в список наиболее значительных артистов Третьего рейха (т. н. Gottbegnadeten-Liste).
Работал в кино также с Х. Рюманом («Трое с бензоколонки»; «Грабитель», «Einbrecher», 1930, режиссёр Х. Шварц), с Марикой Рёкк («Женщины всё же лучшие дипломаты», «Frauen sind doch bessere Diplomaten», 1941; режиссёр Г. Якоби) и другими популярными актёрами и актрисами. По окончании войны и в 1950-е гг. снимался ежегодно, в основном в музыкальных комедиях, хотя прежнего успеха не имел, поскольку этические и эстетические критерии в послевоенной Германии изменились. Последней его картиной стал фильм «Этому я научился от папы» («Das hab ich von Papa gelernt», 1964; режиссёр А. фон Амбессер).
В немецкой историографии фигура Вилли Фрича является знаковой: он родился в кайзеровской Германии, сформировался как артист в «золотые двадцатые» Веймарской республики, прошёл через Третий рейх и продолжал работать в послевоенные десятилетия. Фрич связал своей творческой деятельностью 3 профессиональные эпохи: сначала театр, затем немой кинематограф и, наконец, звуковое кино. Короткий, но насыщенный ролями довоенный период стал кульминацией его артистического взросления и стабилизации его всенародно любимого амплуа. Фрич снялся более чем в 120 фильмах, из которых музыкальные комедии признаны «классикой жанра».
Сын – Томас Фрич (1944–2021), актёр, исполнитель эстрадных шлягеров, мастер дубляжа. Его голосом на экранах Германии говорили Джереми Айронс, Алек Болдуин, Джефф Бриджес, Рассел Кроу и другие знаменитости.