Кейдж Николас
Кейдж Ни́колас (Николас Ким Коппола, Nicolas Kim Coppola) (род. 7.1.1964, Лонг-Бич, Калифорния, США), американский киноактёр, продюсер и режиссёр.
Рос в католической семье профессора литературы А. Ф. Копполы и танцовщицы-хореографа Дж. Фогельзанг. Среди родственников Кейджа композитор К. Коппола, актриса И. Пеннино (известна как И. Коппола), режиссёр Ф. Ф. Коппола, актриса Т. Шайр и т. д. Посещал Школу театра, кино и телевидения Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Актёрский дебют состоялся в пилотном эпизоде сериала «Лучшие времена» («The Best of Times», 1981), а первая роль в полнометражном кино – в фильме «Беспечные времена в "Риджмонт Хай"» («Fast Times at Ridgemont High», режиссёр Э. Хекерлинг, 1982). Кейдж скоро отказался от настоящей фамилии и выбрал псевдоним, который был вдохновлён одним из персонажей вселенной Marvel Люком Кейджем и композитором Дж. Кейджем. В фильме Ф. Ф. Копполы «Бойцовая рыбка» («Rumble Fish», 1983) актёр впервые появился под новым сценическим именем.
Первые роли Кейджа отличались эмоциональной выразительностью: актёр играл мечтателей и людей с ментальными расстройствами. Среди таких образов особо заметны персонажи сержанта Эла Колумбато из фильма «Птаха» («Birdy», 1984, режиссёр А. Паркер), Хая Макдоны из картины «Воспитание Аризоны» («Raising Arizona», 1987, режиссёры Дж. и И. Коэн) и Сэйлора Рипли из ленты «Дикие сердцем» («Wild at Heart», 1990, режиссёр Д. Линч). В этот же период формируется узнаваемая манера игры Кейджа – актёрский экспрессионизм, или западное кабуки. В её основу легли традиции восточного театра и немого немецкого кино. Актёр сознательно отказался от реалистичного подхода к исполнению роли и задействовал пантомиму с телесной комедией. Важной работой в карьере Кейджа является роль, исполненная в соответствии с этим методом, в фильме Р. Бирмана «Поцелуй вампира» («Vampire's Kiss», 1988). Он согласился на участие в проекте за небольшой гонорар при условии полной творческой свободы. В результате актёр прорабатывал хореографию движений с собственной кошкой и много импровизировал на съёмочной площадке.
Период съёмок в авторском кино завершился фильмом «Покидая Лас-Вегас» («Leaving Las Vegas», 1995, режиссёр М. Фиггис) – мелодрамой о мужчине с алкогольной зависимостью, который влюбляется в секс-работницу. Бо́льшую часть хронометража Кейдж гиперэмоционально играет нетрезвого и невротичного персонажа, продолжая развивать свой метод. За эту роль актёр получил премии «Оскар» и «Золотой глобус» (обе в 1996).
Период с середины 1990-х по начало 2010-х гг. характеризуется преимущественно ролями в экшен-фильмах и мейнстримных голливудских проектах. За два года Кейдж снялся в трёх кассовых боевиках: «Скала» («The Rock», 1996, режиссёр М. Бэй), «Воздушная тюрьма» («Con Air», 1997, режиссёр С. Уэст) и «Без лица» («Face/Off», 1997, режиссёр Джон Ву). Критики и ныне включают эти картины в списки лучших жанровых работ в истории кинематографа. Кейдж стал чаще играть маскулинных героев, сохранив актёрский метод. Из-за этого сцены с экспрессивной игрой звезды в фильме «Без лица» стали предметом для шуток и интернет-мемов.
Кейдж старался сохранять баланс между голливудскими ролями в экшен-фильмах и сложными типажами в драмах. Актёр появился в фильмах Б. Силберлинга [«Город ангелов» («City of Angels», 1998)], М. Скорсезе [«Воскрешая мертвецов» («Bringing Out the Dead», 1999)], С. Джонза [«Адаптация» («Adaptation», 2002)], Э. Никкола [«Оружейный барон» («Lord of War», 2005)] и др. За роль в фильме С. Джонза Кейдж получил номинацию на «Оскар».
В конце 2000-х гг. у актёра возникли финансовые проблемы. В результате он стал реже сниматься в студийных проектах, предпочитая участвовать в дешёвых хоррорах, триллерах и боевиках. Начиная с 2014 по 2017 гг. Кейдж появился в 19 полнометражных фильмах. Большинство из них провалились в прокате или выходили сразу на цифровых платформах. Некоторые стали успешными. Например, хоррор «Мэнди» («Mandy», 2017) П. Косматоса.
С начала 2020-х гг. в карьере актёра наступил ренессанс. В 2021 г. Кейдж сыграл в драме «Свинья» («Pig», 2021) – независимом фильме дебютанта М. Сарноски. За эту работу актёр получил несколько премий, включая награду Austin Film Critics Association за лучшую мужскую роль. В 2022 г. актёр сыграл самого себя в боевике «Невыносимая тяжесть огромного таланта» («The Unbearable Weight of Massive Talent», режиссёр Т. Гормикан, 2022). Фильм получил положительные отзывы критиков и зрителей. В интервью журналу GQ Кейдж заявил, что теперь будет более избирательным в отношении новых проектов (Paiella. 2022).
Кейдж также озвучивает анимационные фильмы: среди них «Астробой» («Astro Boy», 2009, режиссёр Д. Бауэрс), «Миссия Дарвина» («G-Force», 2009, режиссёр Х. Йетмен), «Семейка Крудс» («The Croods», 2013, режиссёры К. де Микко и К. Сандерс), «Человек-паук: Через вселенные» («Spider-Man: Into the Spider-Verse», 2018, режиссёры Б. Персичетти, П. Рамзи и Р. Ротман) и др. С 2000 г. Кейдж спродюсировал киноленты «Тень вампира» («Shadow of the Vampire», 2000, режиссёр Э. Э. Меридж), «Плетёный человек» («The Wicker Man», 2006, режиссёр Н. Лабут), «Свинья» («Pig», 2021, режиссёр М. Сарноски) и др. У актёра есть единственный режиссёрский проект – «Жиголо» («Sonny», 2002) с Дж. Франко в главной роли.
Кроме того, Кейдж выступил в качестве автора хоррор-комиксов. Вместе с сыном В. Коппола Кейджем он издал серию графических романов «Voodoo Child» (2007). Над сценарием работали писатели М. Кери и Д. Хайрапиет. Действие разворачивается в Новой Луизиане после урагана Катрина. Повествование строится на раскрытии двух сюжетных линий: одна происходит в 1800 г., а другая – в 2005 г. В комиксе есть элементы детектива, триллера, фантастики и хоррора. Всего было опубликовано 6 выпусков.
За свой вклад в развитие киноиндустрии Кейдж удостоен звезды на голливудской «Аллее славы», при этом актёра семь раз выдвигали на соискание антипремии «Золотая малина» [7-й раз номинировался на премию за восстановление репутации (Redeemer Award)].
Со 2-й половины 2000-х гг. Николас Кейдж стал популярен в среде молодых пользователей интернета. На сайте Reddit появилось сообщество под названием «All Hail Nicolas Cage!» («Слава Николасу Кейджу!»), участники которого прославляют актёра как божество. На YouTube нарезка видео «Nicolas Cage Losing His Shit» («Николас Кейдж сходит с ума») с его экспрессивными персонажами набрала около 1 млн просмотров. Общественность перестала воспринимать Кейджа как серьёзного актёра, а его неудачные работы в дешёвом жанровом кино усугубили ироничное отношение публики к звезде.
Восприятие Кейджа как плохого актёра стало распространяться в разных сферах культуры. Так, сайт по анализу данных Fivethirtyeight.com составил шуточную шкалу ярости артиста, основываясь на оценках кинокритиков и кинотеатральных сборах.
С конца 2010-х гг. видеоэссеисты и критики начали переосмыслять творчество Кейджа. YouTube-канал In Praise of Shadows выпустил трёхчасовой ролик под названием «In Defense of Nicolas Cage» («В защиту Николаса Кейджа»), а издание Rolling Stone опубликовало материал «Is Nicolas Cage the Greatest, Most Unpredictable Actor of His Generation?» («Николас Кейдж – величайший и самый непредсказуемый актер своего поколения?»), авторы которого называют актёра одним из главных творцов в своём поколении.
Философ М. Строл посвятил творчеству Кейджа отдельную главу в книге «Почему любить плохое кино нормально». Строл рассматривает феномен Кейджа и объясняет, как он стал хорошим-плохим актёром. Строл реабилитирует не только противоречивые ранние фильмы Кейджа, но и работы из позднего периода творчества, которые не подверглись переосмыслению: например, «Гнев» («Rage», 2014, режиссёр П. Кабесас), («Looking Glass», 2017, режиссёр Т. Хантер) и др. По мнению Строла, большинство критиков поддерживают мемификацию актёра и отказываются всерьёз анализировать экспрессионистские эксперименты Кейджа в жанровых проектах (Strohl. 2022). Исследователь Д. МакГован предполагает, что негативный образ Кейджа в поп-культуре связан с доминацией натуралистической эстетики в Голливуде (McGowan. 2017).