Казахстан. Кинематограф
Кинемато́граф Казахста́на. В 1925 г. в Казахстане оператор Я. М. Толчан снял первый документальный фильм «Пятая годовщина Казахской АССР». В 1928 г. образован трест «Востоккино», его алма-атинское отделение выпускало киножурналы «Последние известия». В 1933 г. организована Казахстанская база «Союзкинохроники», в 1936 г. на её основе создана Алма-Атинская студия кинохроники (в 1960 получила название «Казахфильм»; отсчитывает свою официальную историю с 1934). Студия начала выпуск киножурнала «Советский Казахстан», а затем документальных фильмов. В 1938 г. на киностудии «Ленфильм» вышла игровая картина «Амангельды» о жизни одного из лидеров казахского революционного движения – Амангельды Иманова; постановщиком выступил ленинградский режиссёр и художник М. З. Левин, роли исполнили казахские актёры. Этот фильм стал точкой отсчёта в истории игрового кино Казахстана.
Вскоре после начала Великой Отечественной войны, в сентябре 1941 г., в Алма-Ате организована Киностудия художественных фильмов, в ноябре она слилась с эвакуированными в Казахстан киностудиями «Мосфильм» и «Ленфильм» в Центральную объединённую киностудию (ЦОКС; существовала до 1944), выпустившую 80 % советских фильмов времён войны. В 1944 г. алма-атинские студии художественных фильмов и кинохроники объединились в Алма-Атинскую киностудию художественных и хроникальных фильмов, до начала 1950-х гг. выпускавшую главным образом документальные ленты и киножурналы.
В 1952 г. создан фильм Е. Л. Дзигана «Джамбул», в котором главную роль исполнил Ш. К. Айманов (1914–1970), вскоре ставший ведущим кинорежиссёром Казахстана (в 1953–1970 художественный руководитель киностудии «Казахфильм», которая с 1984 носит имя Шакена Айманова).
Фильмом Айманова «Поэма о любви» (1954, совместно с К. А. Гаккелем) в Алма-Ате начался регулярный выпуск игровых картин, большинство – о современности. Среди наиболее успешных: «Наш милый доктор» Айманова (1957), «Девушка-джигит» П. П. Боголюбова (1955), «Мы из Семиречья» С. Х. Ходжикова и А. Я. Очкина (1958).
Ввиду недостатка местных творческих кадров на студии в эти годы работали также московские и ленинградские режиссёры, получившие возможность дебютировать в республике. Но в целом художественный уровень выпускаемой продукции оставался невысоким. Творческая ситуация заметно улучшилась в 1960-х гг. Появились талантливые лирические и сатирические комедии – «И в шутку, и всерьёз…» Ю. С. Чулюкина, Д. Б. Тналиной, Цой Гук Ин, Ю. П. Мингазитдинова и Г. Л. Дегальцева (1963), «Меня зовут Кожа» А. Карсакбаева (1963), «Безбородый обманщик» Айманова (1964), психологические ленты о современности («Перекрёсток» Айманова, 1963) и о Гражданской войне («Тревожное утро» Карсакбаева, 1966), военная драма «Сказ о матери» А. Я. Карпова (1963), лирическая киноповесть «Земля отцов» Айманова (1966), историческая народная драма «Выстрел на перевале Караш» Б. Т. Шамшиева (1968, совместно с киностудией «Киргизфильм»). Зрительский успех завоевали музыкальная комедия Айманова «Ангел в тюбетейке» (1968) и история казахских Ромео и Джульетты «Кыз-Жибек» Ходжикова (1970). В 1967 г. с выходом мультфильма «Почему у ласточки хвост рожками?» (художник А. А. Хайдаров) в Казахстане начат выпуск анимационных лент.
Среди значительных работ 1970-х – начала 1980-х гг.: психологические притчи «Тризна» Б. Б. Мансурова (1972) и «Лютый» Т. О. Океева (1973), приключенческий триллер «Транссибирский экспресс» Э. М. Уразбаева (1977), кинороман о целине «Вкус хлеба» А. Н. Сахарова (1979, совместно с киностудией «Мосфильм»; Государственная премия СССР, 1980), историко-биографический фильм «Чокан Валиханов» А. А. Ашимова и Цой Гук Ин (1984).
В 1984 г. режиссёр С. В. Бодров дебютировал на «Казахфильме» лентой «Сладкий сок внутри травы» (совместно с А. Н. Альпиевым), которая была отмечен Серебряным призом конкурса фильмов для детей Московского международного кинофестиваля в 1985 г. В 1986 г. С. А. Соловьёв снял на студии (при участии «Мосфильма») драму о послевоенном времени «Чужая Белая и Рябой», открывающую новые подходы к отечественной истории (специальный приз жюри Венецианского кинофестиваля, 1986; кандидат от СССР на премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» за 1986).
Взлёт казахстанского кино пришёлся на конец 1980-х – начало 1990-х гг. и связан с приходом на киностудию «Казахфильм» выпускников курса Сергея Соловьёва во ВГИКе и его мастерской на Высших режиссёрских курсах, среди которых: Р. М. Нугманов, С. С. Апрымов, Т. Д. Теменов, А. Б. Каракулов, А. С. Карпыков, А. Д. Амиркулов. Они (а также их сверстники Д. К. Омирбаев, Е. Б. Шинарбаев, А. Н. Баранов, Б. С. Килибаев, К. С. Салыков) составили т. н. казахскую новую волну – поколение режиссёров, чьи фильмы нанесли Казахстан на карту мирового кинематографа. Их ленты («Балкон» Салыкова, 1988; «Трое» Баранова и Килибаева, 1988; «Влюблённая рыбка» Карпыкова, 1989), а также приближенный к их стилистике фильм Бодрова «Непрофессионалы» (1985) продемонстрировали новый художественный язык, сочетающий в себе программное отсутствие сюжета, открытую цитатность внутри общего постмодернистского дискурса, тяготение к работе с непрофессиональными актёрами-типажами, а также остроиронический взгляд на действительность с элементами стёба – парадоксально-издевательского подхода к миру при полной внешней серьёзности. Криминальный триллер Нугманова «Игла» (1988), в котором снялись рок-музыканты В. Р. Цой и П. Н. Мамонов, стал одним из лидеров советского кинопроката в 1989 г. Лирическая драма Омирбаева «Кайрат» (1991) в 1992 г. получила приз «Серебряный леопард» и приз ФИПРЕССИ Международного кинофестиваля в Локарно и Серебряный приз Международного кинофестиваля в Нанте, а его же фильм «Киллер» (1998) победил в программе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля (1998). Притча Шинарбаева «Месть» (1989) была отмечена Гран-при киносмотра «Международные встречи имени Анри Ланглуа» в Пуатье (1992), его же психологическая драма «Место на серой треуголке» (1993) – призом «Золотой леопард» и призом ФИПРЕССИ Международного кинофестиваля в Локарно (1993). Высоких оценок критиков и фестивальных экспертов удостоились криминальная мелодрама Килибаева и Баранова «Женщина дня» (1989), иронические ленты Апрымова о деревенской и провинциальной жизни «Конечная остановка» (1989), «Аксуат» (1997) и «Три брата» (2000; специальный приз жюри Открытого российского фестиваля кино стран СНГ и Балтии «Киношок», 2000; победа в азиатской программе Международного кинофестиваля в Токио, 2000), «Жизнеописание юного аккордеониста» С. Ж. Нарымбетова (1994; премия имени Жоржа и Риты Садуль Французской академии киноискусств, 1996, и др.), лирические драмы Каракулова «Разлучница» (1991, Диплом ФИПРЕССИ на Московском международном кинофестивале, 1991), «Голубиный звонарь» (1993, Гран-при Международного кинофестиваля в Таормине, 1994) и «Последние каникулы» (1996, Гран-при «Тигр» Международного кинофестиваля в Роттердаме, 1997), «Мама Роза» А. Р. Чатаевой (1991; специальный приз Международного кинофестиваля в Дортмунде, 1992; главный приз Международного кинофестиваля в Эссене, 1993).
Новый взгляд на историю продемонстрировали фильмы «Бейбарс» и «Султан-Бейбарс» Б. Мансурова (1989), «Гибель Отрара» А. Д. Амиркулова (1992), «Стрелок Хумучи» В. Пусурманова (1996). В 2000-х гг. «Казахфильм» осуществил масштабные исторические проекты – «Кочевник» И. Пассера, С. В. Бодрова и Т. Д. Теменова (2005), «Мустафа Шокай» С. Ж. Нарымбетова (2008). В жанре авторского кино сняты ленты «Жылама» А. Б. Каракулова (2001), «Молитва Лейлы» Нарымбетова (2002), «Остров возрождения» (2004) и «Лоскутное одеяло» (2006) Р. Ж. Абдрашева, «Записки путевого обходчика» Ж. И. Жетируова (2006), «Шиzа» Г. Д. Омаровой (2004), «Вокальные параллели» Р. У. Хамдамова (2005).
В 21 в. Казахстан активно участвует в совместных постановках, предоставляет кинопроизводственную базу для съёмок зарубежных фильмов: «Тюльпан» С. В. Дворцевого (2008; Казахстан, Россия, Польша, Италия, Германия, Швейцария), «Ульжан» Ф. Шлёндорфа (2007; Казахстан, Германия, Франция), «Монгол» С. В. Бодрова (2007; Россия, Германия, Казахстан) и др. В республике возникают частные кинокомпании, развивается т. н. коммерческое кино – малобюджетные фильмы с участием популярных казахских актёров и звёзд шоу-бизнеса, рассчитанные на местного зрителя и быструю окупаемость.
В 2010-х гг. в кинематограф Казахстана пришло новое поколение режиссёров, среди которых воспитанники разных киношкол – отечественных вузов, ВГИКа, европейских и американских киноинститутов. Лидерами и обладателями наибольшего количества призов престижных мировых кинофестивалей стали Ф. Ж. Шарипов («Сказ о розовом зайце», 2010; «Тренинг личностного роста», 2018), Э. К. Байгазин («Уроки гармонии», 2013; «Река», 2018), А. Ержанов («Ласковое безразличие мира», 2018; «Чёрный, чёрный человек», 2018; «Штурм», 2022).
Развивается фестивальное движение. Популярностью среди мировых кинодеятелей пользуется Международный кинофестиваль «Евразия» (с 1998; в разные годы проходит в Алма-Ате или в Астане). С 2019 г. проводится Алматинский международный кинофестиваль. В республике также действуют фестиваль кинодебютов и студенческих фильмов «Бастау» (с 2011, Алма-Ата).
В 2019 г. в Казахстане создан Государственный центр поддержки национального кино (ГЦПНК), который финансирует кинопроекты, претендующие на признание их национальными фильмами. В экспертный совет центра входят кинодеятели разных поколений и специальностей.
Среди фильмов конца 2010-х – начала 2020-х гг.: «Наследие предков» Б. Жаханова (2018, документальный), «Казахское ханство. Золотой трон» Абдрашева (2019), «Конокрады. Дороги времени» Е. М. Нурмухамбетова и Рисы Такебы (2019, совместно с Японией), «Тарас. Возвращение» А. В. Денисенко (2019, совместно с Украиной), «Бабай» А. Айсагалиева (2020, совместно с Россией), «18 килогерц» (2020) и «Схема» (2021) Ф. Ж. Шарипова, «Жёлтая кошка» (2020, совместно с Францией) и «Обучение Адемоки» (2022) А. Ержанова, «Домашний очаг» А. Жадигерова (2021), «Дос-Мукасан» А. Сахаманова (2021), «Лето 1941 года» Б. Шекерова (2021), «Рассвет Великой Степи» А. К. Сатаева (2022), «Каш» («Беги») А. А. Сеитова (2022), «Счастье» А. Узабаева (2022), «Телохранитель» А. Алмаз (2022).