«Казахфильм»
«Казахфи́льм» («Казахфильм» имени Шакена Айманова), крупнейшая киностудия Казахстана.
В 1933 г. в Алма-Ате образована Казахстанская база «Союзкинохроники». Официально принято отсчитывать историю студии с 1934 г. В 1936 г. на основе Казахстанской базы «Союзкинохроники» создана Алма-Атинская студия кинохроники. 12 сентября 1941 г. постановлением Совета народных комиссаров Казахской ССР учреждена Алма-Атинская киностудия художественных фильмов, а уже 15 ноября того же года Алма-Атинская студия кинохроники и Алма-Атинская киностудия художественных фильмов вошли в состав Центральной объединённой киностудии (ЦОКС), в которой также состояли эвакуированные в Казахстан с началом Великой Отечественной войны киностудии «Мосфильм» и «Ленфильм». ЦОКС просуществовала до 1944 г., выпустив 80 % всех игровых советских фильмов в период Великой Отечественной войны. Важным фактором для последующего развития кинематографа Казахстана стало привлечение опытными мастерами московской и ленинградской киностудий местных кадров. Молодые специалисты прикреплялись к съёмочным группам и цехам ЦОКС, а во ВГИКе (который также был эвакуирован в Алма-Ату) открылась казахская актёрская мастерская под руководством режиссёра Г. Л. Рошаля. Подготовленные в эти годы в ЦОКС работники среднего звена (гримёры, монтажёры, бутафоры, пиротехники, ассистенты режиссёра, оператора и художника-постановщика) позднее составили костяк коллектива Алма-Атинской киностудии художественных и хроникальных фильмов. Во 2-й половине 1944 г. ЦОКС была расформирована, коллективы «Мосфильма» и «Ленфильма» покинули Алма-Ату, оставив казахстанским кинематографистам бо́льшую часть кинооборудования. Некоторые московские и ленинградские специалисты задержались в Казахстане, чтобы завершить подготовку казахстанских киноработников. Таким образом Алма-Атинская студия и казахстанская кинематография получили одну из лучших в СССР производственных баз.
После расформирования ЦОКС Алма-Атинская студия кинохроники и Алма-Атинская киностудия художественных фильмов образовали Алма-Атинскую киностудию художественных и хроникальных фильмов. В 1945 г. Г. Л. Рошаль и Е. Е. Арон сняли фильм «Песни Абая» по роману М. О. Ауэзова «Абай» о жизни поэта, просветителя и общественного деятеля Абая Кунанбаева. Одну из ролей в картине исполнил казахский актёр Ш. К. Айманов (1914–1970), вскоре ставший ведущим кинорежиссёром Казахстана. В 1952 г. Айманов сыграл легендарного казахского поэта-акына Джамбула в фильме Е. Л. Дзигана «Джамбул». В 1954 г. он дебютировал как кинорежиссёр, создав (совместно с К. А. Гаккелем) ленты «Поэма о любви» и «Дочь степей». Снял фильмы «Мы здесь живём» (совместно с М. Л. Володарским, 1956), «Наш милый доктор» (1957), «В одном районе» (1960), «Песня зовёт» (1961), «Перекрёсток» (1963), «Безбородый обманщик» (1964), «Земля отцов» (1966), «Ангел в тюбетейке» (1968), «Конец атамана» (1970). В 1953–1970 гг. был художественным руководителем киностудии (в 1960 получила название «Казахфильм», с 1984 носит имя Шакена Айманова).
Фильм «Конец атамана» стал первой частью кассовой тетралогии о смелом чекисте Чадьярове, продолженной фильмами «Транссибирский экспресс» Э. М. Уразбаева (1977), «Маньчжурский вариант» Гук Ин Цой и И. А. Вовнянко (1989), «Кто вы, господин Ка?» Х. Д. Ахметова (2009).
В 1960–1970-х гг. на киностудии «Казахфильм» работали выпускники ВГИКа режиссёры А. Карсакбаев, М. С. Бегалин, С. Х. Ходжиков, выпускник Высших курсов сценаристов и режиссёров Уразбаев, в качестве авторов сценариев с «Казахфильмом» сотрудничали О. О. Сулейменов («Земля отцов» Айманова, 1966; «Последний переход» А. И. Тажбаева, 1981), А. С. Кончаловский («Конец атамана», совместно с Э. А. Тропининым, 1970; «Песнь о Маншук» Бегалина, 1969), Н. С. Михалков [«Транссибирский экспресс» Уразбаева, совместно с А. А. Адабашьяном, при участии Кончаловского (в титрах Михалков-Кончаловский), 1977]. В золотой фонд национальной киноклассики вошёл фильм Ходжикова «Кыз-Жибек» (1970), основанный на одноимённой народной эпической поэме о казахских Ромео и Джульетте – Толегене из рода Жагалбайлы и Жибек из рода Шекты. На «Казахфильме» в этот период снимали и признанные режиссёры из других республик СССР – киргизы Б. Т. Шамшиев («Выстрел на перевале Караш», 1968) и Т. О. Океев («Лютый», 1973), режиссёр «Туркменфильма» Б. Б. Мансуров («Тризна», 1972).
Вклад «Казахфильма» в советский кинематограф для детей и юношества – фильмы режиссёра Карсакбаева «Меня зовут Кожа» (1963; поощрительный диплом 7-го Фестиваля фильмов для молодёжи в Каннах, 1967) и «Алпамыс идёт в школу» (1976). С 1967 г. студия выпускала и анимационные фильмы – «Почему у ласточки хвост рожками?» А. А. Хайдарова (1967) и др.
В 1985 г. киностудия «Казахфильм» имени Шакена Айманова была преобразована в Республиканское творческо-производственное объединение (РТПО) «Казахфильм» имени Шакена Айманова. В том же году здесь приступил к съёмкам своего фильма «Чужая белая и рябой» С. А. Соловьёв. В основу сценария легла повесть Б. П. Ряховского «Отрочество архитектора Найдёнова» о событиях послевоенного времени в маленьком городке Актюбинск на западе Казахстана. Не принятый на «Мосфильме» сценарий Соловьёва запустили в производство на «Казахфильме» при посредничестве Сулейменова (в то время председатель Государственного комитета Казахской ССР по кинематографии). Снятый в оригинальной художественной манере (оператор – Ю. В. Клименко, художник-постановщик – М. Я. Гаухман-Свердлов) фильм Соловьёва в 1986 г. был отобран для участия в основном конкурсе Венецианского кинофестиваля, где его отметили специальным призом жюри. Это была первая столь серьёзная международная победа «Казахфильма» (в производстве картины участвовал и «Мосфильм»). Этот опыт привёл Соловьёва к мысли набрать в его мастерскую во ВГИКе студентов из Казахстана. Экспериментальную мастерскую, в которой вместе учились будущие режиссёры, сценаристы и операторы, набрали в 1984 г. Впоследствии её выпускники составили костяк т. н. казахской новой волны – поколения авторов, чьи фильмы вывели казахский кинематограф на международную арену. Среди учеников Соловьёва во ВГИКе и на Высших режиссёрских курсах в Москве: режиссёры Р. М. Нугманов, С. С. Апрымов, А. С. Карпыков, А. Д. Амиркулов, А. Б. Каракулов, Т. Д. Теменов, кинооператор М. М. Нугманов. Вернувшись в Казахстан к концу 1980-х гг., они способствовали выходу национального кинематографа из очевидного в тот момент кризиса.
В 1988 г. «Казахфильм» выпустил фильм Р. Нугманова «Игла», главные роли в котором исполнили рок-музыканты В. Р. Цой и П. Н. Мамонов. Картина произвела сенсацию и заняла 2-е место среди советских фильмов в кинопрокате СССР – в 1989 г. в СССР её посмотрели 14,6 млн зрителей. Цой был признан лучшим киноактёром 1989 г. по результатам опроса журнала «Советский экран». Среди других фильмов: «Трое» (1988) и «Женщина дня» (1989) Б. С. Килибаева и А. Н. Баранова, «Влюблённая рыбка» Карпыкова (1989), «Конечная остановка» Апрымова (1989; Гран-при Международного кинофестиваля «Молодость» в Киеве,1989), «Кайрат» Д. Омирбаева (1991; приз «Серебряный леопард» и приз ФИПРЕССИ Международного кинофестиваля в Локарно, 1992), «Разлучница» Каракулова (1991; диплом ФИПРЕССИ на Московском международном кинофестивале, 1991), «Место на серой треуголке» Е. Б. Шинарбаева (1993).
В 1990-х гг. закончилась монополия «Казахфильма» в сфере кинопроизводства в Республике Казахстан. Возникали частные кинокомпании, кинематографисты снимали кино в партнёрстве с зарубежными кинокомпаниями, привлекали средства международных кинофондов. В 1996 г. РТПО «Казахфильм» имени Шакена Айманова было реорганизовано путём разделения на Казахскую кинофабрику имени Ш. Айманова (туда вошла материально-техническая база студии) и Национальный продюсерский центр Республики Казахстан (в его ведении оказались организация творческого процесса, работа с независимыми студиями). Наиболее примечательные фильмы 1990-х гг.: «Голубиный звонарь» Каракулова (1993; Гран-при Международного кинофестиваля в Таормине, 1994), «Жизнеописание юного аккордеониста» С. Ж. Нарымбетова (1994; премия имени Жоржа и Риты Садуль Французской академии киноискусств, 1996), фильмы Апрымова «Аксуат» (1997) и «Три брата» (2000; специальный приз жюри на Открытом российском фестивале кино стран СНГ и Балтии «Киношок», 2000; победа в азиатской программе Международного кинофестиваля в Токио, 2000), исторические фильмы Амиркулова «Гибель Отрара» (1992) и «Абай» (1995), «Фара» Карпыкова (1998; приз «Серебряный Святой Георгий» за лучшую мужскую роль актёру Фархату Абдраимову на Московском международном кинофестивале, 1999; специальный приз Минского фарфорового завода «Кино на бис!» в рамках Международного кинофестиваля «Листопад» в Минске, 1999).
В новое тысячелетие «Казахфильм» вступил, в очередной раз изменив структуру: 28 марта 2000 г. Казахская кинофабрика имени Ш. Айманова и Национальный продюсерский центр Республики Казахстан, а также Госфильмофонд Республики Казахстан были реорганизованы путём слияния в Республиканское государственное казённое предприятие (РГКП) «Национальная компания "Казахфильм" имени Шакена Айманова». В 2000-х гг. здесь снимали и ставшие классиками выходцы из «казахской новой волны», и режиссёры нового поколения. Важнейшие фильмы десятилетия – «Жылама» («Не плачь!») Каракулова (2001, приз за лучшую режиссёрскую работу и приз критиков на Открытом фестивале кино стран СНГ и Балтии «Киношок» в Анапе, 2002), «Молитва Лейлы» Нарымбетова (2002), «Поездка к матери» («Дорога») Омирбаева (2001), «Маленькие люди» Н. Туребаева (2003), «Шиzа» Г. Омаровой (2004, совместно с Россией; участие в конкурсе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля, 2004; приз за лучший дебют Открытого российского кинофестиваля «Кинотавр», 2004; приз за лучшую операторскую работу на Международном фестивале кинематографических дебютов «Дух огня» в Ханты-Мансийске, 2005), «Немая прохлада» С. Утепбергенова (2004), «Остров возрождения» Р. Ж. Абдрашева (2004, Гран-при Открытого фестиваля кино стран СНГ и Балтии «Киношок» в Анапе, 2004; приз ФИПРЕССИ на Международном кинофестивале в Висбадене, 2005), «Охотник» Апрымова (2004; приз за лучшую работу режиссёра на Открытом фестивале кино стран СНГ и Балтии «Киношок» в Анапе, 2004; премия Российской академии кинематографических искусств «Ника» в номинации «Лучший фильм стран СНГ и Балтии» за 2004, вручена в 2005), «Вокальные параллели» Р. У. Хамдамова (2005), «Стриж» А. Кулбая (2007, участие в основном конкурсе Международного кинофестиваля в Роттердаме, 2008), «Подарок Сталину» Абдрашева (2008, фильм открытия Международного кинофестиваля в Бусане, 2008; Гран-при Международного кинофестиваля «Восток&Запад. Классика и авангард» в Оренбурге, 2008).
В 2000-х гг. в репертуарном плане «Казахфильма» определилось тематическое направление, которое отражало период т. н. нациостроительства – осмысления казахами своей национальной идентичности. Самым репрезентативным и масштабным проектом этого направления можно считать фильм «Кочевник» режиссёров И. Пассера, С. В. Бодрова, Т. Д. Теменова (2005) по сценарию Р. И. Ибрагимбекова (он же выступил как генеральный продюсер фильма). Создатели фильма руководствовались амбициозной задачей рассказать всему миру, кто такие казахи. Время действия – условная древность, герои – вымышленные. Авторитетный казахстанский киновед Г. О. Абикеева назвала «Кочевника» «героическим сказом о батыре, который родился, чтобы защитить свой народ и отстоять свою землю» (Кинофорум. 2005. № 3. С. 13). К созданию фильма были привлечены многочисленные зарубежные специалисты (в основном из Голливуда), центральные роли сыграли американские актёры К. Беккер, Дж. Эрнандес, М. Дакаскос, Дж. С. Ли. Благодаря тому, что этот проект мыслился руководителями киноотрасли Казахстана как крайне важный для страны, на техническое переоснащение «Казахфильма» были отпущены немалые средства. Работая над фильмом, студийные специалисты среднего звена прошли школу голливудского кинопроизводства.
Ещё один широкомасштабный исторический проект этого периода – байопик «Мустафа Шокай» Нарымбетова (2008) о жизни казахского общественного деятеля, политика начала 20 в., который разрабатывал идею объединения народов Средней Азии в государстве под названием Единый Туркестан.
В 2005 г. студия снова пережила реорганизацию, была преобразована в Акционерное общество «Казахфильм» имени Шакена Айманова.
Линия масштабных патриотических фильмов, байопиков продолжилась в следующем десятилетии – в период с 2011 по 2016 гг. сняты 5 игровых фильмов о жизни первого президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева: «Путь лидера. Небо моего детства» (2011), «Путь лидера. Железная гора» (2013), «Путь лидера. Огненная река» (2013), «Путь лидера. Разрывая замкнутый круг» (2014), «Путь лидера. Так сложились звёзды» (2016). Фильмы основаны на литературных воспоминаниях самого Назарбаева, режиссёром первых четырёх картин стал Абдрашев, режиссёр последней части – С. О. Снежкин. В 2011 г. создан фильм-альманах «Сердце моё – Астана», продюсером и художественным руководителем которого выступил российский режиссёр Е. А. Кончаловский.
В 2010-х гг. выделились молодые режиссёры, ориентированные в своём творчестве на создание авторского кино: А. Ержанов, Э. Байгазин, Ф. Шарипов. Их первые фильмы сразу получили признание на международных кинофестивалях, а дома им ставили в вину излишний эстетизм, оторванность от широкого зрителя, критицизм в интонации повествования о реалиях жизни в Казахстане. Несмотря на неоднозначное отношение к ним кинообщественности Казахстана, главная киностудия страны участвовала в создании некоторых их фильмов, например фильмов Ержанова «Риэлтор» (2011, специальный приз на Открытом российском фестивале фильмов стран СНГ и Балтии «Киношок» в Анапе, 2011) и «Ночной бог» (2017), картины «Уроки гармонии» Байгазина (2013, приз «Серебряный медведь» «За выдающиеся художественные достижения в области изображения» на Берлинском кинофестивале, 2013; диплом жюри в номинации «Лучший новый режиссёр» на кинофестивале «Трайбека» в США, 2013), фильмов Шарипова «Сказ о розовом зайце» (2010) и «Тренинг личностного роста» (2018, Гран-при «Золотой Святой Георгий» Московского международного кинофестиваля, 2019).
Традицию создания масштабных исторических кинопроектов продолжил на «Казахфильме» в 2019 г. режиссёр А. Сатаев, сняв фильм «Томирис» о легендарной степной царице Томирис, объединившей степные племена в борьбе с персидским царём Киром.
Среди фильмов конца 2010-х – начала 2020-х гг.: «Саташ» Т. Байтукенова (2018), «Культегин» А. Абельдинова (2018, анимационный), «Аруах» Х. Ахметова (2018), «Казахское ханство. Золотой трон» Р. Абрашева (2019), «Жаксылык» Б. Каирбекова (2019), «Штурм» Ержанова (2022), «Рассвет великой степи» Сатаева (2022), «Авель» Е. Ескендира (2023).