«Кыргызфильм»
«Кыргызфи́льм» (Национальная киностудия «Кыргызфильм» имени Толомуша Океева), крупнейшее в Киргизии кинопредприятие с законченным циклом производства.
Основано в 1939 г. в г. Фрунзе (ныне Бишкек) как постоянный корреспондентский пункт Ташкентского отделения «Главкинохроники». 17 ноября 1941 г. постановлением руководства Киргизской ССР корпункт преобразован во Фрунзенскую студию кинохроники (с 1994 этот день отмечается в республике как День киргизского кино). С 1956 г. – Фрунзенская студия художественных и хроникально-документальных фильмов, с 1961 г. – «Киргизфильм», с 1991 г. – Национальная киностудия «Кыргызфильм», с 2002 г. – Национальная киностудия «Кыргызфильм» имени Толомуша Океева. Производит игровые (короткометражные, полнометражные, многосерийные телевизионные), документальные и анимационные фильмы, а также рекламные ролики и видеоклипы.
В 1937–1939 гг. правительство Киргизской ССР выпустило ряд постановлений, результатом которых стала организация во Фрунзе постоянного корреспондентского пункта кинохроники. Основной целью было оказание содействия кинематографистам разных студий СССР, приезжавшим в Киргизию на съёмки. В 1941 г. на базе этого корпункта учреждена Фрунзенская студия кинохроники. Небольшой коллектив состоял из приезжих – московских, ленинградских – режиссёров, операторов, монтажёров, звукооператоров, специалистов по обработке плёнки. Помимо прочего, на Фрунзенской студии дублировали фильмы с русского и других языков, для чего привлекали к работе киргизских актёров. В 1943 г. студия начала выпускать киножурнал «Советская Киргизия» (с 1940 монтировался в Ташкенте), до конца Великой Отечественной войны вышло более 100 выпусков; с октября 1944 г. киножурнал выходил на русском и киргизском языках.
В 1953 г. создан первый цветной фильм (документальный) – «Пик дружбы» режиссёра И. С. Гутмана. В середине 1950-х гг. на студию пришли молодые кинематографисты разных специальностей, выпускники киновузов Москвы и Ленинграда. Среди них – звукооператор, будущий режиссёр Т. О. Океев, чьё имя студия носит с 2002 г.; операторы К. К. Кыдыралиев и М. Д. Туратбеков, режиссёры Ф. Мамуралиева, Л. Турусбекова. В конце 1955 г. режиссёр В. М. Пронин закончил работу над игровой картиной «Салтанат» – типичной для среднеазиатской кинематографии тех лет историей противостояния женщины патриархальному мракобесию. В ней участвовал известный киргизский актёр М. Р. Рыскулов и дебютировала в кино актриса Б. Кыдыкеева, сыгравшая впоследствии во многих значительных фильмах. В 1957 г. режиссёры А. Н. Сахаров и Э. Н. Шенгелая дебютировали на Фрунзенской студии озорной комедийной фантазией «Легенда о ледяном сердце», одним из первых образчиков авторского кино, снятым после смерти И. В. Сталина. В 1960 г. Сахаров поставил по повести Ч. Т. Айтматова «Тополёк мой в красной косынке» экспрессивную психологическую драму «Перевал», с блеском снятую молодым оператором Л. И. Калашниковым. В том же году начал выходить сатирический киножурнал «Люби свой город».
На студии полнометражными картинами дебютировали режиссёры А. С. Кончаловский и Л. Е. Шепитько; их ленты, как и многие другие созданные на «Киргизфильме», основаны на произведениях Айтматова. В 1963 г. Шепитько сняла свой дипломный фильм – психологическую драму «Зной», вызвавшую интерес у кинематографистов и критиков. Остродраматическая историко-революционная лента «Первый учитель» Кончаловского (1965) отмечена Серебряной медалью и призом за лучшую женскую роль «Кубок Вольпи» (актриса Н. У. Аринбасарова) на Венецианском кинофестивале (1966).
1960-е гг. стали плодотворным периодом для молодого киргизского кино – киноведы называют феномен его быстрого взлёта «киргизским чудом». Во многом это «чудо» случилось благодаря влиянию творчества Айтматова, способствовавшему актуализации на республиканской студии национальных сюжетов. Его произведения, проникнутые гуманизмом «оттепели», открыли миру Киргизию (и в определённой мере создали моду на эту республику). Кинематографисты быстро оценили потенциал айтматовских рассказов, повестей, романов, а писатель, в свою очередь, оказался открыт к сотрудничеству с кинематографистами. Но «киргизское чудо» состоялось ещё и благодаря приходу на студию молодых талантливых режиссёров, уроженцев Киргизии. В 1965 г. документальным фильмом «Манасчи» о знаменитом сказителе эпоса «Манас» С. Каралаеве (Гран-при Международного фестиваля короткометражного кино в Оберхаузене, 1966) защитил диплом во ВГИКе режиссёр Б. Т. Шамшиев. В 1966 г. Океев защитил диплом на Высших курсах сценаристов и режиссёров лирической драмой «Небо нашего детства» (Почётный диплом Международного кинофестиваля во Франкфурте-на-Майне, 1967; Гран-при Международного кинофестиваля в Триесте, 1969). В 1967 г. насыщенную трагическими мотивами драму о киргизской деревне времён Великой Отечественной войны «Материнское поле» (дипломный фильм по одноимённой повести Айтматова) снял выпускник ВГИКа Г. С. Базаров. Эти режиссёры работали на студии на протяжении нескольких десятилетий, их фильмы составили славу не только «Киргизфильма», но и советского кинематографа в целом: «Поклонись огню» (1971), «Красное яблоко» (1975), «Улан» (1977), «Потомок Белого Барса» (1984; приз «Серебряный медведь» Берлинского кинофестиваля, 1985), «Миражи любви» (1986) Океева; «Выстрел на перевале Караш» (1968), «Алые маки Иссык-Куля» (1972; Специальный приз Международного фестиваля фильмов о правах человека в Страсбуре, 1973), «Белый пароход» (1975; Главный приз «Золотой эдельвейс» Международного кинофестиваля «Человек и горы» в Тренто, 1977; приз ЦК Союза чехословацко-советской дружбы Международного кинофестиваля в Карловых Варах, 1976), «Ранние журавли» (1979), «Волчья яма» (1983) Шамшиева; «Улица» (1972), «Зеница ока» (1976), «Каныбек» (1978), «Первый» (1984), «Приют для совершеннолетних» (1987) Базарова. Среди значительных фильмов: экспериментальная комедия «Улица космонавтов» М. Г. Рошаль (1963), лирическая историко-революционная лента «Белые горы» (1964) и острая социально-криминальная драма «Провинциальный роман» (1981) М. А. Убукеева, ироническая киноповесть «Самая послушная» Л. А. Гуревича и Б. Абдылдаева (1965), социальный детектив «Процесс» Д. Д. Соданбека (1979). Широкое признание получили фильмы А. С. Видугириса «Замки на песке» (1968, совместно с Я. М. Бронштейном; Специальный приз жюри Международного кинофестиваля в Тегеране – 1968; Большой приз «Золотой дракон Вавеля» на Международном кинофестивале в Кракове,1969; Большой приз Международного фестиваля короткометражных фильмов в Тампере, 1970), «Очкарик» (1972; отмечен Государственным Комитетом телевидения и радио СССР как собравший наибольшее число зрителей и закупленный 43 странами), «В год неспокойного солнца» (1977, документальный; приз «Серебряный голубь» на Международном кинофестивале в Лейпциге, 1977). На киностудии выросла плеяда актёров – С. Чокморов, С. Джумадылов, К. Юсупжанова, Т. Турсунбаева, О. Кутманалиев, Г. Аджибекова, А. Умуралиев, Б. Кыдыкеева и т. д. Среди режиссёров 1960–1980-х гг.: У. М. Ибрагимов, К. С. Акматалиев, З. Эралиев.
После распада СССР киностудия вступила в нелёгкий период. Кинематографисты были вынуждены сами искать финансирование или менять род деятельности. В 1990–2000-х гг. на студии работали режиссёры М. Сарулу (Бейшемеков), Кубат (А. А. Абдыкалыков), Э. Рыспаев, Э. А. Абдыжапаров, Б. Н. Карагулов и другие, однако «Кыргызфильм» участвовал в производстве фильмов чаще как база – предоставляя павильон, технику и т. п. После 1990 г. в республике появились частные кинокомпании, кинематографисты налаживали связи с зарубежными инвесторами, фирмами, фондами, способными вложить средства в кинопроизводство. Например, Сарулу создал несколько заметных картин в партнёрстве с казахстанским продюсером, руководителем одной из первых на постсоветском пространстве частных кинокомпаний «Кино» С. Г. Габдуллиным: «Брат мой, шёлковый путь» (2001, участие в программе «Панорама» Берлинского кинофестиваля, 2002; Специальный диплом Международного кинофестиваля Go East в Висбадене, 2003), «Взлёт» (короткометражный, 2002, участие в конкурсе короткометражных фильмов Берлинского кинофестиваля, 2002; Гран-при в конкурсе короткометражных фильмов Российского открытого фестиваля фильмов стран СНГ и Балтии «Киношок», 2002; Специальный приз «Серебряный эдельвейс» Международного фестиваля горных фильмов в Тренто, 2004), «Бурная река, безмятежное море» (2004, участие в конкурсе Международного кинофестиваля в Карловых Варах, 2005), «Песнь южных морей» (2008).
А. А. Абдыкалыков (Кубат), получив образование в Художественном училище имени С. Чуйкова (Фрунзе), в 1981 г. начал работать на студии «Киргизфильм» художником-декоратором, затем – художником-постановщиком. В 1990 г. он дебютировал здесь как режиссёр (совместно с Рыспаевым) документальным фильмом «Бежала собака».
С 1988 г. на киностудии работал Э. А. Абдыжапаров (директор киножурнала «Корогоч», редактор). В 2004 г. он снял фильм о жителях киргизского села «Сельская управа», в котором с юмором отразил особенности мышления своих земляков, их способы выживания в период становления постсоветского Кыргызстана. В производстве участвовали немецкие кинокомпании. Картина была включена в программу «Панорама» Берлинского кинофестиваля (2004), в конкурс Международного кинофестиваля в Карловых Варах (2005), отмечена призом за лучший дебютный фильм на Международном кинофестивале «Листопад» в Минске (2005) и др.
В конце 20 – начале 21 вв. при участии «Кыргызфильма» созданы ленты: «Буранный полустанок» Б. Карагулова (1995), «Райские птицы» Г. Насырова и Т. Асыранкулова (2005), «Чтения Петрарки» Н. Абдыкадырова (2007), «Неизвестный маршрут» Т. Бирназарова (2008, приз за лучшую режиссёрскую работу на фестивале «Евразия» в Астане, 2008).
В 2014 г. на студии по заказу правительства Кыргызской Республики снят масштабный исторический фильм «Курманжан Датка. Королева гор» о жизни легендарной правительницы алайских кыргызов – «матери нации» (режиссёр С. Шер-Нияз). Мировая премьера состоялась в рамках Монреальского международного кинофестиваля в 2014 г. В 2015 г. фильм выбран кандидатом на премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке»; тогда же удостоен Национальной кинопремии «Ак Илбирс». В 2017 г. вышел фильм «Ночная авария» Т. Бирназарова, который тогда же получил Гран-при Международного кинофестиваля «Тёмные ночи» в Таллине, а в 2018 г. был выдвинут от Кыргызстана на соискание премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».
В 2000-х гг. в Кыргызстане возникло т. н. коммерческое кино – низкокачественные фильмы, произведённые частными кинокомпаниями за малые деньги и рассчитанные на быструю окупаемость в стране и в киргизских диаспорах сопредельных государств. Сентиментальные мелодрамы, апеллирующие к патриархальным ценностям и обычаям, или гламурные истории из жизни «новых кыргызов» оказались востребованы широким зрителем (распространяются они в основном на DVD-дисках). В таких условиях Национальная киностудия «Кыргызфильм» стремится сохранять профессионализм и художественный уровень выпускаемых картин.
С 2001 г. в Киргизской Республике действует Закон о кино. Из государственного бюджета выделяются средства на финансирование продукции киностудии «Кыргызфильм». При студии действует худсовет, состоящий из авторитетных кинематографистов, которые определяют, какие проекты здесь будут реализованы.
Среди фильмов 2010-х – начала 2020-х гг.: «Божья коровка» Б. Тилебалдиева (2014), «Арзы (Дудук)» Р. Машрапова (2015), «Завещание отца» (2016) и «Дорога в Эдем» (2020) Б. Мукула и Д. Жапар уулу, «Мунабия» Т. Кулмендеева (2017, совместно со студией «Айтышфильм»), «Мария» М. Сарулу (2018), «Чёрное солнце» Е. Чистякова (2019), «Шамбала» А. Суюндукова (2020).