Нобиле Умберто
Но́биле Умбе́рто (Umberto Nobile) [21.1.1885, Лауро, провинция Авеллино – 30.7.1978, Рим], итальянский дирижаблестроитель, исследователь Арктики, генерал (1926). Окончил инженерно-математический факультет университета в Неаполе (1908), училище по строительству воздухоплавательных аппаратов в Риме (1911). В 1914–1929 гг. работал на Римском заводе воздухоплавательных конструкций (в 1919–1929 директор). С 1915 г. Нобиле летал на дирижаблях вначале как инженер-испытатель, а с 1925 г. как пилот и командир. С 1916 г. разрабатывал различные конструкции дирижаблей для ВМФ Италии; внёс ряд коренных улучшений в конструкцию полужёстких дирижаблей. Одновременно преподавал в университете Неаполя и написал книгу «Основы аэродинамики» («Elementi di Aerodinamica»). Совместно с инженером У. Пеше в 1918 г. создал дирижабль-наблюдатель объёмом 3,6 тыс. м3. В 1919 г. Нобиле создал модель дирижабля Т-34, рассчитанного на перелёты через Атлантику.
В 1923–1924 гг. построил полужёсткий дирижабль N-1 – «Норвегия» («Norge»), объёмом около 19 тыс. м3, который в конце 1925 г. был продан Италией Норвежскому аэроклубу для совершения арктического полёта через Северный полюс. Полёт N-1 к Северному полюсу и далее на Аляску с экипажем из 16 человек во главе с руководителем экспедиции Р. Амундсеном и командиром корабля Нобиле начался 11 мая 1926 г. из Ню-Олесунна (Кингс-Бея; Шпицберген). 12 мая дирижабль пролетел над Северным полюсом, 14 мая приземлился в селении Теллер на Аляске, где был разобран. За время перелёта пройдено 4300 км за 71 ч (средняя скорость 75 км/ч).
В 1927 г. Нобиле построил аналогичный N-1 дирижабль «Италия» («Italia»); в 1928 г. организовал итальянскую полярную экспедицию в составе 16 человек, 24 мая дирижабль достиг Северного полюса, на обратном пути (25 мая) из-за сильного встречного ветра и обледенения потерпел катастрофу близ Шпицбергена. Для спасения экипажа Нобиле были организованы экспедиции в Италии, Норвегии, СССР и других странах. Амундсен на гидросамолёте 18 июня 1928 г. вылетел из норвежского г. Тромсё на поиски пропавшей экспедиции Нобиле и погиб в Баренцевом море вместе с пятью членами экипажа. 23 июня шведский лётчик Э. Лундборг снял с дрейфующей льдины тяжелораненого Нобиле, а оставшиеся в живых 7 участников экспедиции были спасены (12 июля) советским ледоколом «Красин». В Италии государственная комиссия в 1929 г. признала Нобиле виновным в катастрофе.
В 1932–1936 гг. Нобиле работал в СССР. Руководил разработкой и постройкой дирижаблей и одновременно обучал пилотированию студентов Дирижаблестроительного института. В конце 1936 г. Нобиле вернулся в Италию, где продолжал преподавать. Работал в США (1939–1942) и Испании (1942–1945). Нобиле был депутатом итальянского парламента (1946–1948). Опубликовал несколько книг, посвящённых арктическим экспедициям.
Награждён Золотой медалью Конгресса США (1928), кавалер Савойского военного ордена (1926), великий офицер ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» (1966).