Избирательная квота
Избира́тельная кво́та, 1) способ обеспечения представительства интересов различных социальных и этнических групп посредством предоставления фиксированного количества мандатов (мест) в законодательном (представительном) органе, выборных должностей или определённой доли в списке кандидатов; 2) необходимое количество голосов для получения одного депутатского мандата при использовании пропорциональной избирательной системы.
Использование избирательных квот является одним из способов преодоления определённых недостатков и проблем, связанных с применением принципа всеобщего и равного избирательного права. Установление формального равенства всех граждан в избирательном процессе не позволяет в полной мере обеспечить фактического равенства (например, в вопросах участия женщин в принятии государственно-властных решений). Равно как и всеобщность выборов адекватным образом не обеспечивает возможности малым по численности социальным группам быть представленными в органах публичной власти. Для повышения уровня представительности законодательных органов применяется частичное квотирование депутатских мандатов, выборных должностей или мест в списке кандидатов для женщин, молодёжи, лиц с ограниченными физическими возможностями, национальных меньшинств, других социальных и профессиональных групп населения.
Избирательные квоты классифицируются по различным основаниям. По способу предоставления квот различаются: квоты в парламентах и иных выборных органах публичной власти, квоты в списках кандидатов.
По представляемым социальным группам различаются:
гендерные избирательные квоты (например, законодательство Франции содержит требование о равном количестве мужчин и женщин в списках кандидатов на выборах различного уровня);
избирательные квоты для религиозных и этнических меньшинств (например, в Сейме Республики Польша установлены квоты представительства для 9 национальных меньшинств);
избирательные квоты для молодёжи (например, в Киргизии политические партии должны гарантировать присутствие в списках кандидатов не менее 15% кандидатов в возрасте моложе 35 лет);
избирательные квоты для лиц с ограниченными физическими возможностями (Кения);
избирательные квоты для обеспечения представительства социальных и профессиональных интересов (например, в Словении при формировании Государственного совета) (Лысенко. 2021).
В отечественной истории имеются примеры закрепления и использования различных избирательных квот. В частности, при учреждении Съезда народных депутатов СССР в 1988 г. 1/3 его состава избиралась от общесоюзных организаций, причём каждой организации выделялись разные по численности квоты (Авакьян. 2015. С. 320). В первоначальной редакции Федерального закона от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» предусматривалась возможность установления квот представительства малочисленных народов в законодательных (представительных) органах субъектов РФ и представительных органах местного самоуправления. Квотирование представительства национальных групп и общностей применялось также и на региональном уровне [например, Закон Республики Дагестан от 30 ноября 2002 № 36 «О выборах депутатов Народного Собрания Республики Дагестан» (утратил силу) допускал применение квот представительства народов в Народном Собрании Республики Дагестан (Омарова. 2011. С. 45)].
Избирательная квота используется для замещения депутатских мандатов при применении пропорциональной избирательной системы.
Пропорциональная избирательная система предполагает распределение депутатских мандатов между списками кандидатов пропорционально количеству поданных за них голосов. В рамках пропорциональной системы происходит деление общего числа голосов, поданных за все допущенные к распределению депутатских мандатов списки кандидатов, на число распределяемых мандатов. Полученное в результате такого деления частное, т. е. число голосов, необходимое для получения одного мандата, представляет собой избирательную квоту.
Существует несколько разновидностей избирательных квот в зависимости от применяемого метода вычисления:
естественная квота (метод Хэйра) вычисляется делением общего числа голосов избирателей на количество мандатов. Полученное число (квота Хэйра) становится знаменателем к числу голосов, полученных партией. Целая часть получившегося числа представляет собой количество мандатов, которое получит список кандидатов;
квота Хагенбаха-Бишоффа вычисляется посредством формулы: Q (квота) = X / Y+1, где X – общее число поданных голосов, а Y – число мандатов. Данный вид призван сгладить некоторые минусы естественной квоты – например, позволяя распределить сразу больше мандатов за счёт меньшей избирательной квоты;
квота Друна вычисляется посредством формулы: Q (квота) = (X / Y+1) + 1;
квота Империали: Q = X / Y+2 (Маклаков. 2012. С. 524).
В РФ при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ применяется квота Хэйра, называемая первым избирательным частным. Это закреплено в ст. 89 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Сумма голосов избирателей, которые поданы за федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов, делится на 225 – число депутатских мандатов, распределяемых по федеральному избирательному округу. Полученный результат есть первое избирательное частное, которое используется в процессе распределения депутатских мандатов между федеральными списками кандидатов. Число голосов избирателей, полученных каждым федеральным списком кандидатов, допущенным к распределению депутатских мандатов, делится на первое избирательное частное. Целая часть числа, полученного в результате такого деления, есть число депутатских мандатов, которые получает соответствующий федеральный список кандидатов в результате первичного распределения депутатских мандатов. Нераспределённые мандаты распределяются при помощи правила наибольшего остатка.