Интегральная юриспруденция
Интегра́льная юриспруде́нция, абстрактная теоретико-правовая конструкция, основанная на диалоге различных правовых систем и культур. Представляет собой интегральный тип правопонимания.
Проблема комплексного знания о праве стала предметом научного интереса в начале 20 в. Поводом к обсуждению стало увеличивающееся число учений и теорий о праве (юридический позитивизм, естественно-правовая, социологическая, психологическая теории и др.). Идеи интегрального подхода к правопониманию, построению в его границах определения права и правоведения прослеживаются в трудах отечественных правоведов П. Г. Виноградова, Б. А. Кистяковского, Л. И. Петражицкого, А. С. Ященко, а также в работах американских юристов 2-й половины 20 в. Дж. Холла и Г. Дж. Бермана.
Интегральная юриспруденция как форма правопонимания
Интегральная юриспруденция стала предметом обсуждений с конца 19 в. В начале 21 в. интегральную юриспруденцию рассматривают как совокупность нескольких структурно-содержательных составляющих, включающую в себя следующие компоненты: форму правопонимания, систему правовых знаний, диалог национальных правовых систем и культур.
Российско-американский социолог П. А. Сорокин, трактуя общую теорию права, обосновал социологическое видение и функционирование права. Комплексная характеристика права сводится, по его мнению, к трём измерениям: право как правило поведения; правило поведения, данное в виде правовых убеждений; правовые убеждения, объективированные в разных источниках права и институтах политической системы общества. В конкретных исторических условиях начала 20 в. подобный синтезированный взгляд на право позволил ликвидировать пробелы вводных теоретических курсов правоведения, возникшие в связи с заменой в университетах энциклопедии права на общую теорию права.
Во 2-й половине 20 в. Дж. Холл разработал концепцию, согласно которой предназначение интегральной юриспруденции выражалось в преодолении однобокости существующих теорий и концепций права за счёт их критического анализа и последующего синтеза. За основу им брались позитивистский и естественно-правовой подходы, правовой реализм. Дж. Холл считал, что интегральная юриспруденция может преодолеть недостатки перечисленных школ посредством включения соотносимых положений, оценок и фактов на основе критерия адекватности и современной социально-исторической ситуации.
В российской юридической науке особое положение занимают следующие концепции, посвящённые интегральному правопониманию: либертарно-юридическая (В. С. Нерсесянц), коммуникативная (правовед А. В. Поляков), диалогическая (правовед И. Л. Честнов), реалистический позитивизм (правовед Р. А. Ромашов).
Либертарно-юридическая концепция
Либертарно-юридическая концепция объединяет три типа правопонимания: легистский, естественно-правовой и либертарно-юридический (Нерсесянц. 1999. С. 14). При этом третий подход призван объединять первые два, исключив их недостатки. Он основан на следующих постулатах: наличие всеобщей равной для получателей норме; закрепление и реальное осуществление их формального равенства, основанного на индивидуальной свободе; всеобщая справедливость.
Коммуникативная концепция
Право, согласно коммуникативной концепции, представляет собой результат и форму коммуникации (Поляков. 2007. С. 39). Оно включает в себя должное и сущее, объективное и субъективное, материальное и идеальное. Его возникновение связано не столько с появлением государства и его правотворческой деятельностью, сколько с формированием психосоциокультурной реальности, в границах которой объективируются нормы права и правоотношения. Считается, что право невозможно без коммуникации, поскольку без последней имеются только отдельные материальные объекты (бумага, речь и т. д.). Поэтому оно представляет собой совокупность идей, текста, норм, правоотношений, переживаний, ценностей. При этом особая значимость придаётся правомочию, которое передаёт главную суть и уникальность права.
Диалогическая (антрополого-диалогическая) концепция
В основе диалогической (антрополого-диалогической) концепции лежит утверждение о многогранности правовой действительности, включающей в себя субъектов права, нормативные предписания, особенности их проявления в правосознании и в процессе реализации (Честнов. 2009. С. 260). Сущность права в таком случае понимается в функциональной возможности его норм обеспечить выживание и жизнедеятельность социума в конкретных исторических условиях.
Реалистический позитивизм
Реалистический позитивизм сочетает в себе юридический позитивизм и социологическую юриспруденцию. Данная концепция основана на понимании права как системы общезначимых и оказывающих результативное правовое воздействие на общественные отношения правил поведения (Ромашов. 2013. С. 105–120). В данном случае выделяется абстрактное (совокупность норм, которые систематизированы на основе деления права на частное, публичное позитивное, публичное негативное) и реальное право (совокупность источников права, а также нормы права, ими урегулированные общественные отношения, гарантии реализации, результаты правового воздействия).
Положительные стороны интегральной юриспруденции как концепции правопонимания: возможность избегать крайностей в правопонимании (одномерность, учёт только одного критерия концепции как единственного и истинного); акцент на требованиях законности, равенства, справедливости, свободы. Отрицательные стороны интегральной юриспруденции как концепции правопонимания: незавершённая (внутренняя и внешняя) междисциплинарность; эклектизм.
Интегральная юриспруденция как система юридического образования, науки и практики
В России юридические образование, наука, практика традиционно обособленны друга от друга, что неблагоприятным образом влияет на эффективность решения стоящих перед обществом проблем. Взятая в последние годы практикоориентированная концепция интегральной юриспруденции, включающей науку, образование и практику в единую систему, обеспечивает удовлетворение общественных интересов путём подготовки юристов-практиков и юристов-учёных. Интегральная юриспруденция позволяет обеспечить взаимообусловленность процессов подготовки двух названных категорий юристов, а потому она является комплексной системой, функционирующей по циклическому принципу.
В то же время состояние современной юридической науки, с одной стороны, характеризуется наличием сетевой структуры и динамичными переходами концептуальных и дисциплинарных границ. С другой стороны, формально-догматическая юриспруденция, не теряя собственного значения в рамках образовательного процесса, не выражает реальность самого права, его форм существования и содержания. При этом для каждой исторической эпохи характерны свои собственные критерии оценивания и нормирования социальной действительности, представления о должном и нежелательном порядке, аксиоматика и догматика. Трансформация социального общения приводит к трансформации юридического языка, способов аргументации, правового мышления. Характерная для современных условий интеграция юридических знаний по предметному основанию обусловливает поиск концептуального решения, которое бы отвечало требованиям объективности, достоверности, полноты и актуальности историческим условиям. В данном случае интегральная юриспруденция не сводится только к совокупности различной информации об исследуемых явлениях и подходах в единый комплекс догматических суждений. Она позволяет понять процесс становления и развития юридического знания, лежащего в основе энциклопедической модели организации отдельных юридических дисциплин. Её основной задачей является разработка общей теории предметных, ценностных и методологических оснований науки права, в том числе в виде формирования юридического языка, способного к гибкости и подвижности в условиях высокой динамики развития общественных отношений.
Интегральная юриспруденция как диалог национальных правовых систем и культур
Интегральная юриспруденция – диалог различных культур, основанный на партнёрстве и взаимном проникновении разных национальных правовых систем друг в друга, на взаимодействии национального и международного права в части совместимости и систематизации источников правовой информации (доктринальные, нормативные, эмпирические), а также реализации правовых коммуникаций.
В современных условиях глобализации и интеграции разных правовых систем имеется необходимость выстраивания правовых отношений по принципу диалога, гармонизации международного (универсального и регионального) права с национальным, а также ряда правовых систем в границах международной кооперации нескольких стран. Право в таком случае выходит за границы национальной правовой системы, характеризуется свойством наднациональности и направлено на сохранение и поступательное развитие всего человечества. Основной акцент делается на необходимость признания государством и индивидами «права на право» не только за физическими лицами и их объединениями и организациями, но и за живой и неживой природой и самой человеческой культурой. Последнее делает возможным сохранение международного и национального культурного наследия, а также окружающей среды, необходимой для выживания человеческого сообщества. Формирование общемировой мультикультурной цивилизации как формы наднациональной интегральной юриспруденции основано на правовых принципах (гуманизм, равенство, отсутствие насилия и др.) и опирается на такой правовой инструментарий, который устраивает разных представителей национальных правовых систем. При этом основной идеей выступает отсутствие деления людей по каким бы то ни было критериям. Это не исключает возможности возникновения конфликтов между людьми, однако ориентирует их на необходимость восприятия интересов противоположной стороны и выстраивания диалога с ней.