Инерционное вращение самолёта
Инерцио́нное враще́ние самолёта (аэроинерционное вращение), критический режим движения самолёта, возникающий при выполнении пространственных манёвров, сопровождающихся энергичным вращением по крену (вход и выход из виража, перевороты, бочки и т. д.).
Инерционное вращение как на докритических, так и на закритических углах атаки происходит с большой скоростью крена даже при нейтральном положении органов поперечного и путевого управления и сопровождается установлением больших нормальных и боковых перегрузок, которые могут привести к разрушению самолёта. В режиме инерционного вращения возникает обратная реакция самолёта по перегрузкам на отклонение рулей высоты и направления, а отклонение элеронов не останавливает вращения, в результате чего движение в этом режиме практически неуправляемо.
Одной из причин инерционного вращения является инерционное взаимодействие, которое наряду с кинематическим и аэродинамическим взаимодействием приводит к резкому увеличению углов атаки и скольжения самолёта при приближении скорости крена к критическим скоростям вращения, при которых происходит потеря устойчивости движения по тангажу и рысканию. Инерционное вращение поддерживается за счёт момента крена, порождаемого возникающими скольжением и рысканием. В силу аэродинамической природы вращающего момента инерционное вращение часто называют аэроинерционным вращением.
При некоторых отклонениях органов управления условия для существования режимов инерционного вращения могут исчезнуть и вращение самолёта прекратится. На этом основано построение способов вывода самолёта из режимов инерционного вращения, которые, как правило, сложны и необычны с точки зрения привычной для лётчика манеры пилотирования.