Пилотаж
Пилота́ж (франц. pilotage, от piloter – вести самолёт), пространственное маневрирование летательного аппарата с целью выполнения фигур в воздухе. Фигурой пилотажа принято называть движение летательного аппарата по заранее определённой траектории, при этом ему придаются положения, не свойственные горизонтальному полёту. Из отдельных фигур формируются комплексы, которые демонстрируются на авиашоу и соревнованиях.
По степени сложности пилотаж делят на простой, сложный и высший (фигуры выполняются на критических режимах полёта летательного аппарата). По количеству участвующих летательных аппаратов – на одиночный и групповой. Деление фигур пилотажа по сложности меняется по мере того, как совершенствуются летательные аппараты. Многие фигуры, которые сейчас относят к простому пилотажу, раньше считались высшим пилотажем.
Фигуры простого пилотажа
Вираж – разворот летательного аппарата на 360° в горизонтальной плоскости (рис. 1, а) с постоянным креном и скоростью.
Горизонтальная восьмёрка – замкнутая траектория, сходная с цифрой 8 в горизонтальной плоскости (рис. 1, б).
Боевой разворот – энергичный набор высоты с одновременным разворотом летательного аппарата на заданный угол (рис. 1, в).
Спираль – движение летательного аппарата по спиральной траектории (винтовой линии) с изменением высоты (рис. 1, г).
Пикирование – снижение летательного аппарата по наклонной к горизонту (с углом наклона более 30°) прямолинейной траектории, лежащей в вертикальной плоскости (рис. 1, д).
Горка – изменение угла наклона траектории летательного аппарата с целью быстрого набора высоты (полёт по восходящей траектории без крена), фигура, противоположная пикированию (рис. 1, е).
Фигуры сложного пилотажа
Бочка – поворот летательного аппарата вокруг продольной оси на 360° и более без изменения направления движения (рис. 2, а). Поворот летательного аппарата вокруг продольной оси на 180° называется полубочкой.
Переворот – поворот летательного аппарата относительно продольной оси на 180° с последующим движением по нисходящей траектории в вертикальной плоскости и выходом в горизонтальный полёт в направлении, обратном входу (рис. 2, б).
Петля Нестерова (мёртвая петля) – замкнутая кривая (петля) в вертикальной плоскости (рис. 2, в), впервые выполнил П. Н. Нестеров в 1913 г.
Штопор – критический режим полёта летательного аппарата, при котором происходит резкое его снижение по крутой спирали малого радиуса с одновременным вращением (рис. 2, г). Штопор бывает прямой, обратный, плоский. В 1916 г. российский лётчик К. К. Арцеулов впервые намеренно ввёл самолёт «Ньюпор-21» в штопор. После трёх витков ему удалось перевести машину в пикирование, а затем выровнять полёт.
Полупетля (иммельман) – половина восходящей петли, которая завершается в верхней точке переворотом летательного аппарата на 180° для выхода в обычный горизонтальный полёт (рис. 2, д). Названа в честь немецкого лётчика М. Иммельмана.
Поворот на горке (ранверсман) – горка с разворотом летательного аппарата на 180° без поворота вокруг продольной оси и пикирования в направлении, обратном направлению горки (рис. 2, е), и др.
Фигуры высшего пилотажа
Кобра (аэродинамическое торможение) – фигура пилотажа, при которой лётчик тормозит свой летательный аппарат, закидывая его на сверхкритические (закритические) углы атаки до 120° (рис. 3, а). Впервые выполнил российский лётчик-испытатель И. П. Волк. Кобра была продемонстрирована в 1989 г. на авиасалоне в Ле-Бурже (Франция, близ Парижа) В. Г. Пугачёвым (отсюда название «кобра Пугачёва») на самолёте Су-27.
Колокол – фигура пилотажа, выполняемая в вертикальной плоскости. Вначале траектория полёта летательного аппарата искривляется вверх с последующим крутым набором высоты до полной потери скорости, затем летательный аппарат начинает падать с поворотом корпуса в ту или иную сторону и круто пикирует вниз (рис. 3, б). В 1988 г. на авиасалоне в Фарнборо (Великобритания, графство Хэмпшир) А. Н. Квочур впервые продемонстрировал модификацию колокола на самолёте МиГ-29 (рис. 3, в).
Хук впервые продемонстрировал Е. И. Фролов в 1995 г. на самолёте Су-35 (рис. 3, г).
Кульбит (франц. culbute, буквально – кувырканье) впервые выполнен Е. И. Фроловым в 1995 г. на самолёте Су-35.
Чакра Фролова (по названию древнего индийского оружия) – разворот в плоскости тангажа на 360°, своеобразный воздушный кульбит (рис. 3, д). При выполнении этой фигуры летательный аппарат делает мёртвую петлю малого радиуса на очень малых скоростях полёта, практически разворачиваясь вокруг своего хвоста. Впервые выполнена Е. И. Фроловым в 1995 г. на самолёте Су-35.
Первый чемпионат мира по высшему пилотажу прошёл в 1960 г. в Братиславе. Соревнования по высшему пилотажу проводятся на поршневых однодвигательных самолётах (в отличие от показательных выступлений, которые часто проводятся на реактивных скоростных и манёвренных самолётах, в том числе в группе), а также на планёрах.