Перегрузка летательного аппарата
Перегру́зка лета́тельного аппара́та, перегрузка в центре масс , отношение результирующей силы (сумма тяги и аэродинамической силы) к произведению массы летательного аппарата на ускорение свободного падения : (при определении перегрузки для условий разбега и пробега следует дополнительно учитывать силы реакции земли).
Перегрузка определяет нагруженность конструкции летательного аппарата и характеризует его манёвренность. Обычно рассматриваются проекции на оси выделенной по условиям задачи системы координат летательного аппарата. Например, проекции на оси связанной системы координат позволяют судить о возможности летательного аппарата набирать скорость (продольная перегрузка ), кривизне траекторий в вертикальной (нормальная перегрузка ) и горизонтальной (поперечная перегрузка ) плоскостях. В расчётах на прочность учитываются местные перегрузки, равные сумме перегрузок в центре масс и отношений ускорений, определяемых вращением летательного аппарата и упругими колебаниями конструкции в рассматриваемой точке, к .
Перегрузка измеряется акселерометрами и датчиками перегрузок, сигналы которых могут использоваться в системе управления. Практически на всех современных самолётах ведётся непрерывная запись перегрузок, которая используется для последующего анализа пилотирования, сбора статистики по повторяемости нагрузок, при разборе лётных происшествий, аварий и т. д.