Крен летательного аппарата
Крен лета́тельного аппара́та (от нидерл. krengen – класть судно на бок), отклонение плоскости симметрии летательного аппарата от местной вертикали к земной поверхности. Применяется в двух значениях: как собственно отклонение (характеризуется углом крена) и как движение летательного аппарата, при котором изменяется угол крена (характеризуется скоростью крена).
Угол крена – угол между поперечной осью и осью нормальной системы координат, смещённой в положение, при котором угол рыскания равен нулю. Угол крена считается положительным, когда ось совмещается с осью поворотом вокруг оси по часовой стрелке, если смотреть вдоль этой оси. При определении ориентации скоростной системы координат относительно нормальной используется скоростной угол крена , определяемый аналогично углу , но вместо оси рассматривается боковая ось . При описании движения ракет используют аэродинамический угол крена , определяемый как угол между осью и осью системы координат, связанной с пространственным углом атаки.
Скорость крена – проекция угловой скорости летательного аппарата на его продольную ось. Скорость крена считается положительной при вращении летательного аппарата вокруг оси по часовой стрелке. При анализе крена часто используют безразмерную скорость крена – , связанную со скоростью крена соотношением , где – размах крыла летательного аппарата, – скорость полёта. Безразмерную скорость крена называют также углом винтовой линии, описываемой концом крыла.
Манёвры креном используются при разворотах (виражах), выполнении фигур пилотажа, заходе на посадку для парирования смещения траектории летательного аппарата относительно оси взлётно-посадочной полосы и др. Управление креном осуществляется органами поперечного управления. Самопроизвольный крен летательного аппарата называют валёжкой.