Рыскание летательного аппарата
Ры́скание лета́тельного аппара́та, отклонение летательного аппарата от некоторого заданного направления полёта. Применяется в двух значениях: как собственно отклонение (характеризуется углом рыскания) и как движение летательного аппарата, при котором изменяется угол рыскания (характеризуется скоростью рыскания).
Угол рыскания – угол между осью нормальной системы координат, определяющей заданное направление движения, и проекцией продольной оси на горизонтальную плоскость . Угол рыскания считается положительным, когда ось совмещается с проекцией оси на плоскость поворотом вокруг оси по часовой стрелке, если смотреть вдоль этой оси. Угол изменяется от −180° до +180° и является одним из углов Эйлера, определяющих ориентацию летательного аппарата. При определении ориентации скоростной системы координат относительно нормальной системы координат используется скоростной угол рыскания – угол между осью нормальной системы координат и проекцией скоростной оси на горизонтальную плоскость . Знак скоростного угла рыскания определяется аналогично знаку угла рыскания.
Скорость рыскания – составляющая угловой скорости летательного аппарата по нормальной оси связанной системы координат, положительна при вращении летательного аппарата вокруг оси по часовой стрелке, если смотреть вдоль этой оси. Является одной из существенных величин при исследовании динамики полёта летательного аппарата (особенно его бокового движения).
Нежелательное рыскание может возникать при неизменном положении органов управления рысканием под действием бокового ветра, аэродинамических сил и моментов, возникающих при отклонении других органов управления.