Абу аль-Фатх аш-Шахрастани
Абу́ аль-фатх аш-Шахраста́ни, Абу аль-Фатх Мухаммад ибн Абд аль-Карим Тадж ад-Дин аш-Шахрастани (أبو الفتح محمد بن عبد الكريم تاج الدين الشهرستاني) (1075 или 1086, Шахристан, Хорасан – 1153, там же), мусульманский философ, доксограф, теолог и педагог. Представитель ашаритской школы калама, автор монументального сочинения «Книга о религиях и сектах».
Биография
О семье Мухаммада, уроженца хорасанского города Шахристан, ничего не известно. В детстве и юности будущий богослов, перебравшийся в Нишапур, получил блестящее образование: ашаритской доктрине и экзегезе его обучал Абу аль-Касим аль-Ансари (ум. 1118), хадисоведению – Абу аль-Хасан аль-Мадини (ум. 1100), мусульманскому праву шафиитской школы – сын известного суфия Абу Наср ибн аль-Кушайри (ум. 1120) и сподвижник аль-Газали, судья Туса Абу аль-Музаффар аль-Хавафи (ум. 1106). В 1116 г. Мухаммад совершил паломничество в Мекку, на обратном пути из которого посетил Багдад; в Багдаде, при посредничестве Абу аль-Фатха аль-Майхани (ум. 1129), ашаритский мутакаллим получил кафедру в местной низамии, которую занимал вплоть до 1119 г. Около 1127 г. аш-Шахрастани занял должность управляющего канцелярией Насира ад-Дина аль-Марвази, везира сельджукского султана Санджара. Впоследствии философ сблизился с султаном. Скончался Мухаммад в Шахристане в ноябре 1153 г., незадолго до этого, по непонятным причинам, покинув двор Санджара. Перу аш-Шахрастани приписываются 7 сохранившихся и 15 утраченных сочинений; наиболее широкую известность обрели его доксографическое сочинение «Книга о религиях и сектах», трактат «Предел смелости в науке калама», полемическое послание «Победа над философами» и аллегорический комментарий к Корану «Ключи к тайнам и лампы праведных».
Школьная принадлежность
Первым о школьной принадлежности аш-Шахрастани, отвечая на обвинения политических и религиозных оппонентов теолога, заявил Сейид Муртада ар-Рази; по его мнению, знаменитый доксограф принадлежит к числу адептов ашаритской школы калама. Вслед за ар-Рази об ашаритской самоидентификации аш-Шахрастани в разное время писали Ибн Халликан (ум. 1282), аль-Йафии (ум. 1367), ас-Субки (ум. 1370), Ибн Хаджар аль-Аскаляни (ум. 1448), аль-Маджлиси (ум. 1699), аль-Хавансари (ум. 1895), А. Субхи, Дж. ас-Субхани, С. аль-Мухтар, Р. Устади, А. Раббани, Т. К. Ибрагим, С. М. Прозоров и др. В свою очередь ас-Самани (ум. 1166) упоминал о том, что его учитель аш-Шахрастани не раз был упрекнут в вольнодумстве, – однако, подобно аль-Байхаки (ум. 1169), не только не согласился с инвективами оппонентов, но и не привел их аргументации. Только один из современников аш-Шахрастани, Махмуд аль-Хаваризми (ум. 1172), открыто заявил о его происмаилитских симпатиях и эклектическом характере его религиозно-философской системы; это воспоминание аль-Хаваризми воспроизвели в своих трудах идейный противник ашаризма, традиционалист Ибн Таймийя, Ибн аль-Имад (ум. 1678), Мухаммад ат-Табатабаи, У. Маделунг, Ф. Дафтари, А. Гэйзер и др. Современные авторы, настаивающие на исмаилитской ориентированности сочинений аш-Шахрастани, как правило, обходят вниманием типично ашаритское содержание его ключевых работ, предпочитая рассматривать отдельные (зачастую, слабо обоснованные) параллели между кругом понятий «Победы над философами», «Книги о религиях и сектах» и «Ключей к тайнам» с одной стороны, и малоизвестными исмаилитскими сочинениями 10–11 вв. – с другой. Вместе с тем, признавая наличие в комментарии аш-Шахрастани к Корану учения о семеричной цикличности тварной истории, необходимо отметить влияние на ашаритского мутакаллима отдельных концепций, проповеданных исмаилитами-низаритами.
Теологические идеи
Теологическое учение аш-Шахрастани совпадает в целом с позднеашаритской богословской доктриной. По мнению мутакаллима, Бог пребывает над временем и пространством; у Него нет равного, подобия или противоположности. Всевышний непричастен любому роду иерархиям или причинно-следственным цепям; именно поэтому Он не может быть описан ни как Сущий, ни как Небытийствующий. Вместе с тем, в отличие от исмаилитских философов, аш-Шахрастани признавал вмешательство Аллаха в ход естественных процессов. Самость Бога, согласно Абу аль-Фатху, предельно проста; также она обладает семью вечными атрибутами, не тождественными ей и не отличными от неё – жизнью, знанием, слухом, взором, волей, могуществом и речью. Всеведение Аллаха аш-Шахрастани характеризует как над-знание, включающее в себя все возможные интеллигибилии – «знания» об общих и частных, сущих и не-сущих вещах. Книжник также постулировал нетварность и вечность божественной речи, Корана и исповедовал возможность созерцания Бога в День воскресения.
Ересиология
В монументальном доксографическом труде «Книга о религиях и сектах» аш-Шахрастани рассуждает о принципах построения ересеологических трактатов и предлагает собственную классификацию последних. Как правило, предшественники учёного [например, аль-Ашари или Абд аль-Кахир аль-Багдади (ум. 1037)] предпочитали генеалогический принцип организации текста типологической структуре: вслед за знаменитыми ересиографами Средневековья, Абу аль-Фатх выделяет в многообразии мусульманских сект четыре основные ветви – кадаритов-индетерминистов, сифатитов (теологов-катафатиков), хариджитов и шиитов. Вместе с тем аш-Шахрастани разрабатывает параллельную ересиологическую схему, в чём-то схожую с моделями Ибн Хазма и мутазилитских авторов [например, аль-Хакима аль-Джишшами (ум. 1101)]: все народы земли, по убеждению учёного, делятся на адептов религиозных учений (христиане, иудеи, мусульмане и маги – манихеи и зороастрийцы) и сторонников «собственных мнений», следующих не богоданному закону, но самостоятельно «измышленным» верованиям (философы, брахманы, звездочёты и идолопоклонники). Объясняя причины возникновения религиозных разногласий, аш-Шахрастани, подобно Ибн аль-Джавзи (ум. 1201) и аль-Джишшами, отсылает читателя к популярным преданиям, связывающих развращение человеческого рода с искушениями шайтанов – последователей отступившего от Бога джинна Иблиса.
Философские идеи
Подобно другим поздним ашаритам, аш-Шахрастани признавал существование мельчайших неделимых частиц, «единичных субстанций»; именно «единичные субстанции», по мысли мутакаллима, составляют материю и, присоединяясь к другим атомам, образуют трёхмерные тела. Тело же, согласно Абу аль-Фатху, делится, как минимум, на семь атомов, тогда как одномерная линия состоит из трёх субстанций. Испытавший влияние арабоязычного перипатетизма, аш-Шахрастани противопоставлял субстанцию форме – целостному образу соединения частиц.
Критика аш-Шахрастани идей фальсафы сводится к последовательной деконструкции иерархичности арабско-перипатетической эманационной метафизики. Абу аль-Фатх настаивает: Бог непричастен диалектической смене бытия и небытия, – даже в статусе необходимо-сущего; любая попытка вписать Его в причинные, эманационные связи с возникшим миром, с неизбежностью ведёт к отвержению тезиса о Его же трансцендентности. Допуская существование имматериальных разумов и мировой души, аш-Шахрастани объявляет их творением Бога, но не последовавшей из Него эманацией; кроме того, мутакаллим считал разумы составными частями душ – как человеческих, так и космических. Сама мировая душа провозглашалась мыслителем источником всего сущего и началом онтической иерархии; одновременно с этим аш-Шахрастани усомнился в аксиоматическом постулате арабо-перипатетической онтологии («единое может породить лишь единое») и возвёл все многообразие подлунного, психического и интеллектуального миров к единому действователю. Подобную этой попытку ревизии метафизики фальсафы исследователи находят в наследии ас-Сухраварди, попытавшегося пересмотреть её строгую иерархичность в пользу более свободных отношений между световыми разумами и возможно-сущим.
Рецепция
Взгляды аш-Шахрастани оказали значительное влияние на позднюю ашаритскую мысль, решившуюся продолжить начатый аль-Газали и Абу аль-Фатхом синтез каламических доктрин с концепциями фальсафы. Обширные цитаты из трудов аш-Шахрастани приведены в классических сочинениях Фахр ад-Дина ар-Рази и аль-Иджи. Насир ад-Дин ат-Туси, в свою очередь, выступил с критикой работы аш-Шахрастани «Победа над философами», опубликовав трактат «Победа над победой».