Абу Бакр Аль-Бакиллани
А́бу Бакр аль-Бакилла́ни, Абу Бакр Мухаммад ибн ат-Тайиб аль-Бакиллани (أبو بكر محمد بن الطيب الباقلاني) (около 950 – 5.6.1013), мусульманский богослов, философ, экзегет и дипломат, выдающийся представитель ашаритской школы калама. Первый систематизатор доктрины ашаризма, правовед маликитского толка фикха, апологет. Автор фундаментального теологического трактата «Введение в первопринципы и краткое [изложение] доказательств».
Биография
Родился Мухаммад в Басре в семье торговца бобами; именно ремеслу отца будущий богослов на всю жизнь остался обязан своим прозвищем – «аль-Бакиллани». Уже юношей аль-Бакиллани перебрался в Багдад и поступил в кружки двух учеников имама аль-Ашари – Абу аль-Хасана аль-Бахили (ум. 980) и Ибн Муджахида ат-Таи (ум. после 971); наставником Мухаммада в области права стал Абу Бакр аль-Абхари (ум. 986), возглавлявший иракскую школу маликитского фикха. В 60-е – 70-е гг. 10 в. аль-Бакиллани был приглашен буидом Адуд ад-Даула (Азод од-Доуле) в Шираз, где провёл несколько успешных диспутов с местными мутазилитами. При дворе Буидов Абу Бакр зарекомендовал себя в качестве перспективного дипломата: источники сообщают, что именно ему было поручено возглавить делегацию послов, в 981–982 гг. отправленных Адуд ад-Давлой для переговоров с Василием II Болгаробойцем о судьбе беглого Варды Склира. Итогом переговоров стал проект арабо-византийского соглашения, вскоре представленного богословом своему патрону в Багдаде. Незадолго до смерти аль-Бакиллани, несколько лет кряду трудившийся на должности судьи (кадия), возглавил маликитскую школу мусульманского права, став к тому же авторитетнейшим шейхом ашаритского толка. Абу Бакру принадлежат 54 сочинения, посвящённые спекулятивной теологии, экзегетике и правоведению; до наших дней дошли всего лишь семь трактатов разной степени сохранности, из которых специалисты выделяют «Введение в первопринципы и краткое [изложение] доказательств» – крупнейшую раннеашаритскую апологетическую энциклопедию.
Богословские взгляды
В отличие от основателя ашаритской школы, аль-Бакиллани обратился к философскому анализу концепции божественных атрибутов. Согласно мыслителю, свойства Всевышнего следует делить на вечные, «самостные», и тварные, возникшие во времени атрибуты. Первая группа свойств объединяет семь «смыслов», не тождественных сущности Бога, но и не существующих отдельно от неё – жизнь, всезнание, могущество, взор, речь, слух и волю; кроме того, аль-Бакиллани утверждал за Первоначалом такие имена, как «Вещь», «Сущий», «Вечный» и «Единый». Ономатология аль-Бакиллани, принятая впоследствии абсолютным большинством ашаритских мутакаллимов, постулирует смысловое единство имени и поименованного; вербализируя какое-либо имя, человек продуцирует, по мнению философа, особый, типично речевой акт, отличный и от сущности именуемого предмета, и от его имени. Последняя теория аль-Бакиллани противопоставлена учению о божественных именах мутазилитов, строго различавших простую, трансцендентную самость Бога и её имена-характеристики, созданные человеком в языковом, безусловно тварном, дискурсе. В части эсхатологии философ верил, что праведники смогут созерцать Творца в раю, – впрочем, не в качестве материального, оформленного объекта.
Антропологические воззрения
Развивая богословие аль-Ашари, аль-Бакиллани значительно переработал его учение о человеке, содержавшее гносеологический и физический элементы. Гносеологический блок концепции философа представлен детализованной классификацией знания, развившей соответствующие выкладки мутазилитов. Мутакаллим утверждал: индивид постигает интеллигибилии, соответствующие либо существующим, либо небытийствующим предметам. Знание о «сущем» или «невозможном» человек обретает двумя путями – «необходимым», через посредство пяти органов чувств и некоего созданного Богом «психического» чувства, или «доказательным», дискурсивным. Дискурсивное знание производится посредством силлогистических операций и строится на фундаменте «необходимых» интеллигибилий. Именно дискурсивное знание, считал аль-Бакиллани, ведёт субъекта к познанию Бога и первых обязанностей человека по отношению к Нему.
Разделял аль-Бакиллани и общеашаритскую «теорию присвоения» (касб) деяний, объясняющую физическую сторону тварного действования. Согласно этой детерминистической теории, разработанной ещё в мутазилитской среде, человек не располагает возможностью совершить единичное деяние, которое творится Богом – единственным во вселенной актором; индивид, в свою очередь, лишь «присваивает» сотворённое Вседержителем действие, реализуя его вне себя посредством тварного же могущества – способности к действию, созидаемой в нём непосредственно в момент совершения того или иного акта. По мнению аль-Ашари, человек «присваивает» крайне специфицированные действия и реализует их посредством модально определённого могущества: например, мужчина присваивает единичное движение правой руки влево и, одновременно с тем, совершает это деяние через творимую в руке способность к движению влево. Развивая «теорию присвоения» аль-Ашари, аль-Бакиллани внёс в неё важную коррективу: человек присваивает лишь модально нейтральное деяние, творимое Богом, и самостоятельно его специфицирует: мужчина присваивает акт движения как таковой, решая, в свою очередь, в какую именно сторону ему следует двигать руку в единичный момент времени. Последняя деталь антропологии Абу Бакра позволила ему отвести от себя типичные для оппонентов упреки в фатализме и утвердить за человеком статус самостоятельно действующего начала, благодаря собственным же усилиям обретающего веру или неверие – состояния, определяющие посюстороннюю и потустороннюю участь субъекта, его правовой статус.
Натурфилософия
Учение аль-Бакиллани о природе разрабатывалось им, очевидно, без обращения к соответствующим справкам аль-Ашари и под значительным влиянием мутазилитской натурфилософии. Оригинальной представляется специалистам концепция мыслителя, в соответствии с которой атом – непротяжённая в пространстве «единичная субстанция», принимающая привходящие в неё акциденции-«смыслы» – определяется как самостоятельное элементарное, но бесформенное тело, соединённое с другой мельчайшей частицей материи. Акциденции, полагал философ, локальны: единичная акциденция возникает в одном субстрате и не может одновременно существовать в двух атомах. Возвращаясь к наследию Багдадской школы мутазилизма, аль-Бакиллани воспринял предложенную адептами последней критику естественной каузальности: единичные акты, учил ашарит, связаны друг с другом лишь установленным Богом «обычаем», и потому в любой момент могут быть Им упразднены.
Рецепция
Религиозно-философское учение аль-Бакиллани, представляющее собой первое систематическое изложение доктрины ашаритов, обрело особую популярность среди теологов 11–12 вв.: в частности, отдельные теории Абу Бакра были восприняты и переработаны аль-Джувайни и аль-Газали. Впоследствии составленные аль-Бакиллани «суммы» теологических концепций были признаны лучшим образчиком типично ашаритской спекуляции такими видными суннитскими богословами, как Ибн Таймийя и Джалал ад-Дин ас-Суйути.