Ангкор. История исследования
Ангко́р. Исто́рия иссле́дования. Ангкор (Яшодхарапура) был центром кхмерской империи Камбуджадеша (9–14 вв.), где на сравнительно небольшой территории на протяжении нескольких столетий были возведены более 10 столичных городов с многочисленными индуистскими и буддийскими храмами, дворцовыми постройками, гигантскими искусственными водоёмами, мостами и дамбами. Район Ангкора начал застраиваться при правителе Джайавармане II, а первую столицу непосредственно на его территории основал Яшоварман I. Последним городом, сооружённым здесь, стал в конце 12 в. Ангкор-Тхом (более позднее название), где правил Джайаварман VII: по его повелению был построен целый ряд крупных храмов и храмово-монастырских комплексов.
Ангкор-Тхом оставался процветающим городом в последующие десятилетия, однако постепенно из-за ряда экономических, военно-политических и экологических проблем Ангкор как поселение пришёл в упадок и в 1430-х гг. был оставлен большинством жителей. Столицу переместили сначала в Срей-Сантхор, а затем в Пномпень. В то же время часть населения Ангкора, как городского, так и сельского, осталась на месте. О том, что деятельность кхмеров не прекратилась здесь окончательно, свидетельствуют археологические находки, в том числе фрагменты привозных керамических и фарфоровых изделий 14–15 вв., преимущественно китайских и тайских. О сохранении связей между старым и новым центрами государственности говорится в составленных в 19 в. исторических хрониках Камбоджи, где упоминается, что при возведении буддийских храмов в Пномпене король Понья Ят (правил в 1-й половине – середине 15 в.) приказал привезти несколько скульптур из Нокор-Вата, т. е. храма Ангкор-Ват (Миго. 1973. С. 196). Постепенно ансамбль из 10 городов поглотили джунгли, хотя единичные сооружения, например Ангкор-Ват, который из индуистского храма переделали в буддийский монастырь, оставались действующими.
Первое «открытие» Ангкора произошло в середине 16 в., когда, согласно сведениям португальского историка Д. ду Коуту (Groslier. 1958. P. 21), кхмерский король во время охоты на слонов наткнулся в лесных зарослях на заброшенные величественные сооружения и приказал их расчистить. Правители Камбоджи попытались восстановить величие древней столицы. Между 1546 и 1564 гг. на пустых местах на стенах галерей Ангкор-Вата были высечены рельефы, через несколько лет после этого по повелению монарха восстановили некоторые разрушенные сооружения этого ансамбля, позолотили башни святилищ и установили статуи будд. В 1577 и 1579 гг. здесь проводились религиозные церемонии с участием членов королевской семьи. Ангкор-Ват стал центром паломничества, привлекавшим буддистов не только Камбоджи, но и Таиланда, Китая и Японии. В ряде надписей конца 16 в. упоминаются буддийские монахи из тайского государства Аюттхая, которые занимались поновлением статуй Будды Шакьямуни в Ангкоре. На стенах Ангкор-Вата сохранились иероглифические надписи, оставленные японскими паломниками в период с 1612 по 1632 гг., и самый ранний известный план Ангкор-Вата (1715; Музей Токугава, г. Мито, Япония) выполнен одним из таких пилигримов. В тексте на плане сообщается, что рисунок повторяет оригинал начала 17 в., а сооружение названо Джетаваной: по-видимому, создатель плана ошибочно принял Ангкор-Ват за этот прославленный индийский монастырь (Ishizawa. 2015. P. 55).
В 16–17 вв. об Ангкоре сообщали в своих записках португальские, испанские и французские миссионеры. Одно из самых ранних и наиболее подробных описаний Ангкор-Тхома принадлежит Д. ду Коуту, который сам в Камбодже не был, а полагался на рассказ монаха А. да Мадалены, побывавшего в древней столице в 1585–1586 гг. Наряду с достоверно описанными сооружениями (например, мост с фигурами гигантов) в рассказе присутствуют и фантастические детали, в том числе дома из мрамора, яшмы и алебастра (Дажен. 2003. С. 24). Приведённые Д. ду Коуту сведения о сложно функционировавшей системе каналов и бассейнов в городе также вызывают интерес исследователей (Jacques. 1999. P. 165). Испанский миссионер М. де Рибаденейра в своей книге «История островов Архипелага» (1601) упоминал о руинах древнего города в Камбодже, построенного римлянами или Александром Македонским (Маршаль. 1963. С. 29). Другой испанец, К. де Хаке, в 1606 г. писал, что в Камбодже нашли древний город под названием Ангоз с прекрасными домами и фонтанами (Маршаль. 1963. С. 29). Французский миссионер Л. Шеврёль, проповедовавший в Камбодже с 1665 по 1670 гг., сообщал, что в королевстве есть храм Онко, так же широко известный у язычников, как собор Святого Петра у христиан. Значимость Ангкор-Вата как буддийского духовного центра подтвердил в 1783 г. католический священник А. Ланженуа (Дажен. 2003. С. 28). Однако эти первые и разрозненные сведения о кхмерских древностях не получили широкой известности.
Настоящее открытие Ангкора для Запада произошло лишь во 2-й половине 19 в. Первым шагом в этом направлении стала книга французского миссионера Ш.-Э. Буйево (Bouillevaux C. E. Voyage dans l'Indo-Chine, 1848–1856. Paris, 1858), в которой он писал о посещении Ангкора. Сенсацию вызвала публикация в 1868 г. путевых дневников экспедиции в Индокитай (1858–1861) французского натуралиста А. Муо (Mouhot H. Voyage dans les Royaumes de Siam, de Cambodge, de Laos et autres parties centrales de l'Indo-Chine. Paris, 1868). В них он красочно и восторженно описывал найденные им в джунглях сооружения, а включённые в издание рисунки с изображениями загадочных храмов будоражили воображение широкой публики. Муо приобрёл славу «первооткрывателя» Ангкора, хотя он не претендовал на это звание и в своей работе упоминал предшественников, побывавших в древнем городе до него.
Последовавшие за этими событиями исследования кхмерских памятников проходили преимущественно под патронажем французской администрации, т. к. в 1863 г. в Камбодже был установлен протекторат Франции. В 1866 г. была организована экспедиция по изучению реки Меконг под руководством Э. Дудара де Лагре. Её участники неделю провели в Ангкоре, где морской офицер Ф. Гарнье составил первые планы сооружений, художник Л. Делапорт создал серию рисунков с видами ангкорских храмов, были также изготовлены слепки со скульптур и рельефов. Экспедицию сопровождал фотограф Э. Гзель, сделавший несколько снимков Ангкор-Вата. Одним из первых запечатлел памятники Ангкора шотландец Дж. Томсон, который в 1866 г. отснял здесь несколько десятков фотографий: опубликованные им в 1867 г. в книге «Древности Камбоджи», они привлекли ещё больше внимания европейцев к древнему городу (Thomson J. The antiquities of Cambodia : a series of photographs taken on the spot, with letterpress description. Edinburgh, 1867). Л. Делапорт вновь отправился в Камбоджу в 1873 г., откуда вывез более 70 средневековых каменных скульптур и архитектурных фрагментов: их доставили во Францию и демонстрировали вместе с рисунками Делапорта и слепками на Всемирной выставке в Париже в 1878 г. Эти произведения положили начало коллекции созданного в 1882 г. Музея Индокитая, директором которого стал Делапорт. В 1927 г. почти все эти произведения вошли в собрание Музея Гиме (ныне Национальный музей восточных искусств Гиме) в Париже. Большое впечатление на публику произвёл гигантский павильон в виде Ангкор-Вата на Международной колониальной выставке в Париже в 1931 г.
Открытие Ангкора привлекло внимание исследователей многих стран, ратовавших за тщательное изучение и сохранение его памятников. Изыскания в области каменной эпиграфики начали Й. Х. К. Керн в 1879 г. из Нидерландов и, несколькими годами позднее, французские филологи О. Барт и А. Бергень, перевёдшие с санскрита несколько тысяч ангкорских надписей и издавшие их (Barth A. Inscriptions sanscrites du Cambodge. Paris, 1885; Bergaigne A. Inscriptions sanscrites de Campa et du Cambodge. Paris, 1893). Их дело продолжил лингвист Э. Эмонье, который также первым занялся систематической инвентаризацией монументов. Архитектор Л. Фурнеро, проведший в Камбодже 1887 и 1888 гг., работал над точными чертежами, планами и разрезами сооружений, зарисовывал и фотографировал их, сделал более 500 слепков архитектурных фрагментов и скульптур, которые с огромным успехом демонстрировались на Всемирной выставке в Париже в 1889 г.
Большую роль в расчистке ангкорских памятников, их восстановлении и изучении сыграла Французская школа Дальнего Востока (EFEO). Наиболее активно и продуктивно её сотрудники получили возможность работать после 1907 г., когда аннексированные ранее Таиландом провинции Баттамбанг и Сиемреап, где находится Ангкор, были возвращены Камбодже. Входившие в штат EFEO искусствоведы, археологи, лингвисты, историки, реставраторы проделали огромную работу по сохранению культурного наследия страны, систематическому изучению её прошлого и обучению кхмерских специалистов. Для осуществления общего руководства был утверждён пост куратора, или хранителя, Ангкора: первым эту должность занял в 1908 г. художник и архитектор Ж. Коммай, который направил основные усилия на расчистку и восстановления Ангкор-Вата, храма Байон (конец 12 – начало 13 вв.) и террас Ангкор-Тхома. В 1930-х гг. сотрудник EFEO, востоковед русского происхождения В. В. Голубев произвёл первую аэрофотосъёмку памятников Ангкора. Преемником Ж. Коммая на посту куратора в 1919 г. стал А. Маршаль, который проработал в Ангкоре почти 70 лет. Именно он для реконструкции сильно разрушенных памятников начал использовать в Камбодже метод анастилоза, при котором собираются все уцелевшие камни и архитектурные детали здания, определяется их изначальное местоположение и вся кладка перебирается заново на укреплённом фундаменте. Первый раз метод анастилоза был успешно применён в 1931–1936 гг. при восстановлении храмового комплекса Бантеай-Срей (967) в районе Ангкора. Эти же технологические приёмы использовали А. Маршаль и Ж. Труве, отстраивая башни и галереи Байона в 1-й половине 1930-х гг. Важный вклад в дело изучения кхмерской эпиграфики, восстановления истории страны и датирования памятников внесли Л. Фино и Ж. Сёдес (директор EFEO с 1929 по 1947).
В период с 1930-х по 1960-е гг. бо́льшая часть храмов Ангкора была освобождена от деревьев и зарослей и отреставрирована. Самым продолжительным стал проект реконструкции храма Бапхуон (середина 11 в.), начатый в 1960-х гг. Б.-Ф. Гролье и Ж. Дюмарсе. Храм почти полностью обрушился к этому времени, и реставраторам пришлось собрать более 300 тыс. камней, каждый из которых был подписан в соответствии с занимаемым в сооружении местом. Однако разразившаяся в Камбодже гражданская война (1967–1975) и последовавшее за ней установление режима «красных кхмеров» прервали работу, и камни остались лежать вокруг руин. Лишь в середине 1990-х гг. реставрационный процесс возобновился под эгидой ЮНЕСКО и EFEO. К этому времени все документы, планы и записи были утрачены, однако большинство камней остались на своих местах. Грандиозная реконструкция Бапхуона, в которой принимали участие 300 кхмерских реставраторов, других специалистов и рабочих под руководством французского архитектора П. Руайера и специально приехавшего для этого в Камбоджу Ж. Дюмарсе благополучно завершилась в 2011 г.
В 1992 г. Ангкор включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и в список Всемирного наследия, находящегося под угрозой (исключён из него в 2004). С этого периода бо́льшая часть работ по восстановлению и сохранению памятников ведётся при финансовой поддержке ЮНЕСКО и иностранных правительств. Королевским указом в 1995 г. создано Национальное агентство APSARA (Агентство по защите памятников и управлению районом Ангкора). В 1990-х гг. начато более 60 крупномасштабных реставрационных проектов, которые осуществляют группы реставраторов из Франции, США, Китая, Японии, Индии, Польши, Италии, России, Швейцарии и других стран. Своей целью они ставят не только реконструкцию памятников и научные исследования, но и подготовку местных специалистов. Международная команда учёных и реставраторов постоянно трудится в Ангкор-Вате. Экспедиция Angkor International Mission под руководством профессора Исидзавы Ёсиаки (Университет Софии, Токио) при реконструкции храма Бантеай-Кдей в 2001 г. обнаружила 274 каменные скульптуры. Другая японская группа, Team for Safeguarding Angkor, задействована в восстановительных работах в Байоне и Ангкор-Тхоме. С 1989 г. в процессе сохранения кхмерских древностей участвует Всемирный фонд памятников (WMF), его крупным проектом является восстановление храма Пном-Бакхенг (около 900; подготовительные работы начались в 2004): над его реставрацией работают кхмерские специалисты и приглашённые зарубежные эксперты. Представители Китая в конце 1990-х – 2018 г. внесли свой вклад в воссоздание прежнего облика храмов Чау-Сай-Тевода (середина 12 в.) и Та-Кео (конец 10 – начало 11 вв.). Архитекторы EFEO в начале 2020-х гг. предпринимают значительные усилия по укреплению стен и сооружений храма Западный Мебон (2-я половина 11 в.).
Современные технологии позволяют делать новые открытия на территории Ангкора. Дистанционное космическое зондирование его района в 1994 г. выявило наличие ранее неизвестных зданий и разветвлённую ирригационную систему. В 2012 г. в результате применения метода воздушного лазерного сканирования (LIDAR-технология) удалось увидеть чёткие очертания и основные сооружения г. Махендрапарвата (начало 9 в.), расположенного в горном массиве Пномкулен (т. н. гора Кулен) и скрытого густыми джунглями и покровом земли. Впервые руины сооружений в этой местности обнаружил французский учёный Ф. Стерн в 1936 г., однако истинные размеры города, его план и центральный храм, стены и дамбу, сложную сеть дорог, соединявшую Махендрапарвату с храмами Ангкора, удалось найти лишь с помощью лазерного сканирования. Исследования территорий Ангкор-Вата и Ангкор-Тхома посредством этой технологии показали схему плотной жилой застройки с небольшими водоёмами и каналами и особенно заинтересовавшие исследователей низкие меандровидные насыпи, занимающие площадь 1500 × 600 м вдоль внешней южной стороны рва Ангкор-Вата. Современные реставраторы в своих работах по восстановлению и сохранению Ангкора используют 3D-лазерное сканирование, исследования конструкций и видеосъёмку с помощью дронов, чтобы создавать цифровые модели сооружений.