Ангкор-Тхом
Ангко́р-Тхом (кхмер. អង្គរធំ – великий город, от санскр. नगर – город и кхмер. ធំ – большой, великий), столица кхмерской империи Камбуджадеша с конца 12 в. по 1431 г.
Возведена на территории Ангкора (ныне север Камбоджи, провинция Сиемреап) по повелению правителя Джайавармана VII. Как считает исследователь К. Жак, первоначальное название столицы было Индрапаттха (с санскр. «Путь Индры») (Jacques. 2007. P. 296). Наименование «Ангкор-Тхом» утвердилось лишь в период позднего Средневековья.
Город представляет собой в плане квадрат со стороной 3 км, окружённый по периметру каменными стенами высотой 8 м. Стены носили оборонительный характер и имели земляной откос с внутренней стороны. Со всех сторон Ангкор-Тхом окружён рвами с водой (ширина 100 м). Через них перекинуты пять мостов-дамб, ведущих к въездным воротам с башнями (высота 23 м). Четыре въезда в город ориентированы по сторонам света, от них ведут дороги, пересекающиеся в центре столицы. Пятые ворота (Ворота победы) были сделаны в восточной стене в честь триумфа Джайавармана VII над войском соседнего государства Чампа. Дорога, проходящая через эти ворота, вела к королевскому дворцу.
Оригинально оформлены балюстрады всех мостов: они выполнены в виде гигантских скульптур мифических персонажей, тянущих тело фантастической многоглавой змеи-наги. Слева находятся 54 небожителя – дэва, справа – 54 демонических существа – асура. Эта скульптурная композиция визуально воплощает известный индуистский миф о том, как боги и демоны взбивали (пахтали) Мировой океан, чтобы добыть напиток бессмертия амриту. Кроме того, в кхмерской мифологии небесная змея, которую символизирует радуга, соединяет мир богов и землю и служит стражем сокровищ. Таким образом, скульптурное оформление балюстрад подчёркивало высокий статус города, в котором правил обожествлённый при жизни король.
Все сводчатые въездные ворота увенчаны тремя башнями с четырьмя гигантскими ликами божества, ориентированными по сторонам света. В нижней части башен проходит горизонтальный фриз с крупными поясными изображениями небожительниц с молитвенно сложенными руками. На боковых стенах входной арки (высота 7 м, ширина 3,5 м) выступают фигуры трёхглавого слона Айраваты, на которых восседает бог Индра с двумя богинями.
Углы квадратной в плане территории Ангкор-Тхома заняли небольшие святилища, где установлены стелы с восхваляющими правителя надписями. В центре города, на пересечении осевых дорог, возведён королевский буддийский храм Байон. Его многочисленные башни с четырёх сторон украшают гигантские лики божества. Большинство исследователей поддерживают предположение, что это изображение бодхисаттвы Авалокитешвары, облику которого были приданы портретные черты Джайавармана VII. Однако существуют и другие мнения; в частности, английский исследователь кхмерского искусства П. Шаррок полагает, что в ликах на башнях был воплощён образ Ваджрасаттвы, одного из высших будд в буддизме ваджраяны, который исповедовал Джайаварман VII.
Комплекс королевского дворца в северо-западном квадрате города и другие светские сооружения были возведены из дерева и не дошли до наших дней; сохранились лишь каменные террасы, на которых они располагались. Вдоль одной стороны центральной улицы протянулась терраса Слонов (длина 300 м, высота 2,5 м): на всём протяжении её каменной стены вырезаны фигуры охотящихся и сражающихся наездников на слонах. Считается, что с неё повелитель и его приближённые наблюдали за парадами и представлениями. Терраса имеет пять лестниц, от центральной отходит дорога, ведущая к храму Пхимеанакас (середина 10 в.). Рядом с лестницами из стены выступают скульптурные головы слонов в окружении фантастических существ и божественных персонажей. Одна из платформ известна как Царская, на её стенах изображены стоящие с поднятыми лапами мифические птицы-гаруды и львы, поддерживающие карниз террасы.
К северу от террасы Слонов находится терраса «Прокажённого короля», получившая своё название от расположенной на ней скульптуры сидящего божества (оригинал статуи ныне находится в Национальном музее Камбоджи, Пномпень). Местные жители связывают её с кхмерской легендой о прокажённом короле; в действительности это изображение бога Ямы, повелителя подземного царства. Стены этой террасы покрывают в шесть-семь рядов барельефные фигуры небесных дев и грозных охранителей с мечами в руках. При её реставрации в конце 1960-х гг. выяснилось, что за внешней стеной на расстоянии 2 м находится ещё одна стена, также украшенная рельефами, а расстояние между ними заполнено землёй и камнями, что, очевидно, было сделано при расширении верхней поверхности террасы, которая могла использоваться при церемонии кремации лиц королевской крови.
Напротив террасы Слонов на другой стороне площади стоят в ряд 12 небольших башен комплекса Прасат-Суор-Прат (конец 12 – середина 13 вв.). Название ансамбля в переводе с кхмерского означает «Башня канатоходцев», поскольку, согласно позднему преданию, между зданиями натягивали канаты для представлений акробатов. Однако истинное назначение сооружений неясно. За ними расположены два здания – Северный и Южный Клеанги (1-я половина 11 в.). В глубине парка в том же направлении стоит группа из пяти построенных, по-видимому, в разное время храмов Прэах-Питху.
Ангкор-Тхом возводился на месте уже существовавшей застройки, поэтому в его черту включены более ранние памятники, в их числе упоминавшийся Пхимеанакас и династийный храм короля Удаядитьявармана II Бапхуон (середина 11 в.). В северо-западном районе города расположен небольшой храм Прэах-Палилай, датировка которого до сих пор является предметом дискуссий исследователей. В городе был разбит парк, прорыты многочисленные бассейны для омовений, его пересекала сеть каналов с водой.
Ангкор-Тхом оставался столицей кхмерской империи и после смерти Джайавармана VII. Китайский посланник Чжоу Дагуань, побывавший здесь в 1296–1297 гг., в своих записках об обычаях Камбоджи оставил описание процветающего города. Одним из последних возведённых в Ангкор-Тхоме каменных сооружений стал индуистский храм Мангалартха (1295). После утверждения буддизма тхеравады в конце 13 – начале 14 вв. здесь строились многочисленные буддийские святилища из дерева, от которых сохранились лишь каменные цоколи-террасы (на территории города их найдено более 70) и каменные плиты-сима ритуальной храмовой ограды. После захвата и разграбления Ангкор-Тхома армией тайского государства Аюттхая в 1431 г. город был оставлен кхмерами и постепенно поглощён джунглями.
Об истории открытия, изучения и реставрации Ангкор-Тхома см. в статье Ангкор. История исследования.
В составе Ангкора Ангкор-Тхом включён в список Всемирного наследия.