Янь Либэнь
Янь Либэ́нь (阎立本, пиньинь Yán Lìběn) (600 или 601, Ваньнянь, область Юнчжоу, ныне Сиань, провинция Шэньси – 673), китайский государственный деятель, один из ведущих живописцев раннего периода Тан.
Отец Янь Либэня, Янь Пи (564–613), благодаря художественным и инженерным способностям занимал высокие должности при дворе династий Северная Чжоу и Суй. Мать – принцесса Цинду, дочь императора У-ди (правил в 572–578) из династии Северная Чжоу. Старший брат живописца, Янь Лидэ (596–656), служил при дворе династии Тан: занимал пост министра общественных работ (гунбу шаншу), разрабатывал оформление парадных облачений и утвари для императорского двора, руководил строительством мавзолея первого танского императора Гао-цзу (Ли Юаня), городских стен, дворцов и ряда других сооружений столицы Чанъань (ныне Сиань), отвечал за постройку военных кораблей во время похода на Когурё. Совместно с Янь Либэнем создал проект мавзолея Чжаолин императора Тай-цзуна (Ли Шиминя).
Янь Либэнь начал службу при дворе будущего императора Тай-цзуна в качестве адъютанта (кучжи). После его восшествия на трон стал заместителем министра судебного ведомства (синбу шилан). В 656 г., после смерти старшего брата, занял должность министра общественных работ (гунбу шаншу), в 668 г. назначен правым канцлером (юсян), в 670 г. стал главным секретарём Государственной канцелярии (чжуншулин).
Несмотря на успешную политическую карьеру, Янь Либэнь больше прославился как художник. Научившись основам живописи у отца, он также изучал приёмы предшественников, особенно много воспринял от мастера времени Южных династий Чжан Сэнъяо (1-я половина 6 в.). Его современник писал: «Янь Либэнь учился у Чжан [Сэнъяо], но превзошёл своего учителя» [Пэй Сяоюань. История общественной и частной живописи эпохи чжэнь-гуань (627–649). 贞观公私画史, 639; цит. по: Чжан Яньюань. 2007. Цзюань 9. С. 211].
Известность Янь Либэню принесли портреты, значительная часть которых была создана по императорскому заказу. Так, в 626 г., за год до восшествия на трон, Ли Шиминь велел Янь Либэню написать серию портретов учёных и стратегов, которых он собрал при своём дворе. Каждый сопровождался надписью с именем и титулом учёного, а также панегириком, следуя традиции изображений заслуженных сановников и полководцев со времён империи Хань. Портреты были объединены в свиток «Восемнадцать учёных», надписи на нём сделаны одним из изображённых – Чжу Ляном (560–647) (Чжан Яньюань. 2007. Цзюань 9. С. 209–210). Этот сюжет (собрание восемнадцати учёных) получил большое распространение в последующие эпохи, особенно при династии Сун, положив начало популярной в искусстве теме учёных собраний вэньхуэй (также «изящных собраний» – яцзи) и изображению досуга интеллектуалов вэньжэнь.
В 643 г., спустя почти 20 лет, Янь Либэнь по приказу Тай-цзуна написал серию портретов сподвижников императора – «Портреты двадцати четырёх заслуженных подданных павильона Линъяньгэ», к которым император лично составил славословия. Полноростовые изображения были размещены в специально построенном для этой цели павильоне Линъяньгэ на территории дворцового комплекса.
Обе портретные серии были широко популяризированы и вызвали сильный общественный резонанс, что отразилось в многочисленных воспроизведениях и «цитатах» в живописи, поэзии и декоративно-прикладном искусстве. Они обрели символический статус для последующих поколений, как и знаменитые портреты заслуженных деятелей и полководцев Павильона цилиня и Заоблачной террасы периода Хань. По словам танского историка живописи Чжу Цзинсюаня (9 в.), «…то были творения, прославившие его на все времена... Его изображения людей в церемониальных головных уборах и одеяниях всегда отличались божественным совершенством» (Чжу Цзинсюань. 1989).
«Портреты двадцати четырёх заслуженных подданных», как и свиток «Восемнадцать учёных», давно исчезли. До нашего времени сохранились два оттиска со стелы с изображениями четырёх заслуженных сановников, выгравированных в 1090 г. по бумажному эскизу, сделанному, возможно, с оригинала Янь Либэня (Цзинь Вэйно. 1962. С. 14). Сановники стоят друг за другом, держа перед собой церемониальные таблички, словно присутствуя при императорской аудиенции. Несмотря на повреждения и неточности в надписях, по оттиску можно получить представление о характере таких заказных портретных серий.
Из сочинений по истории живописи также известно, что в годы правления следующего императора, Гао-цзуна (Ли Чжи), Янь Либэнь написал ещё одну серию – «Портреты сановников [периода правления под девизом] Юн-хуэй (650–655)» (Чжан Яньюань. 2007. Цзюань 9. С. 212).
Как и многие живописцы своего времени, он принимал участие в росписи монастырей и создавал композиции на религиозную тематику (Чжу Цзинсюань. 2016. С. 50). В каталоге живописи из дворцовой коллекции империи Сун (1120) указано 42 произведения Янь Либэня, более половины из которых написано на буддийскую и даосскую тематику, а сам художник причислен к мастерам религиозной живописи ([Каталог живописи [периода] сюаньхэ]. 2007. Цзюань 1. С. 47–48). Эти работы не сохранились.
Самое знаменитое дошедшее до нашего времени произведение из атрибутируемых Янь Либэню – «Правители прежних династий» («Тринадцать императоров»), горизонтальный свиток (шёлк, тушь, краски, 51,3 х 531 см, Музей изящных искусств, Бостон) с портретами тринадцати правителей, предшествовавших Тан, от империи Хань до династии Суй. Среди исследователей нет единого мнения относительно авторства и датировки произведения. Свиток сильно повреждён, неоднократно реставрировался и поновлялся. Традиционно его признают полностью или частично оригинальной работой Янь Либэня, но, вероятнее всего, это копия 11 в. На нём нет подписи автора, самые ранние надписи и оттиски коллекционных печатей датируются временем сунского императора Жэнь-цзуна (правил в 1022–1063). Китайский историк искусства Цзинь Вэйно считает дошедший до нашего времени свиток сунской копией произведения другого танского художника – Лан Юйлина (7 в.), потому что в письменных источниках нет прямых упоминаний о работе Янь Либэня с таким сюжетом, в то же время произведение с похожим названием указывается у Лан Юйлина (У Хун. 2022. С. 154–155).
Композиция разворачивается в виде фриза и «читается» справа налево, каждый монарх вместе со своими слугами или служанками образует отдельную группу; всего на свитке изображены 46 фигур. Они размещены в хронологической последовательности, хотя между некоторыми правителями есть временны́е разрывы в несколько сотен лет. Монархи изображены стоя или сидя на паланкинах и топчанах, рядом с каждым подписано его имя. Среди них есть как основатели династий и императоры, при которых государство достигло процветания, так и те, при ком династия пришла в упадок. Подобные произведения служили предостережением правителю о повторении ошибок предшественников. Как писал танский историк искусства Чжан Яньюань (9 в.), «лицезрение добра предостерегает от злых деяний, лицезрение зла наводит на мысли о мудрецах» (Чжан Яньюань. 2007. Цзюань 1. С. 2).
Иконография свитка с изображением правителей в сопровождении свиты восходит ко времени Южных и Северных династий – свитку «Фея реки Ло» Гу Кайчжи и росписям гробниц. Эта композиционная схема сохранила свою популярность и в период Тан: образ императора в окружении приближённых сановников, перекликающийся с фигурами правителей на свитке «Правители прежних династий», можно увидеть в росписях пещеры № 220 в монастырском комплексе Цяньфодун (Могао) в Дуньхуане, созданных в 642 г. при императоре Тай-цзуне (У Хун. 2022. С. 156–158).
Ряд произведений Янь Либэня связан с политическими процессами начала эпохи Тан. Император приказывал братьям Янь запечатлевать каждое важное событие в столице. Так, Янь Либэнь написал свиток «Императорский паланкин», дошедший до нашего времени в копии времени Сун (шёлк, тушь, краски, 38,5 x 129 см, Музей Императорского дворца, Пекин). Он представляет относящуюся к 641 г. сцену аудиенции посланнику тибетского царя Сонгцэн Гампо, приехавшему в Чанъань для встречи невесты царя, китайской принцессы Вэньчэн, и сопровождения её в Тибет. Это историческое событие ознаменовало новый этап в отношениях между крепнущим Тибетом и могущественной танской империей. Композиция свитка разделена на две части: справа император Тай-цзун восседает на паланкине бунянь (он и дал название произведению), который держат шесть придворных дам, в руках трёх других – опахала и зонтообразный балдахин. В левой части свитка изображены три человека, стоящие перед императором: справа, в красном халате с табличкой ху в руках, – чиновник, ответственный за церемониал, посередине – тибетский посланник Лудунцзань, одетый в орнаментированный халат с зауженными рукавами, слева, в белом одеянии, – евнух (возможно, переводчик).
В конце свитка есть надписи сунского каллиграфа Ми Фу и других знатоков, а также печати императоров и коллекционеров периодов Цзинь, Мин и Цин, что позволяет проследить историю свитка.
Ещё одно произведение, иллюстрирующее дипломатические связи танской империи, – горизонтальный свиток «Приношение дани»; до нашего времени сохранилась копия времени Сун (61,5 x 191,5 см, шёлк, тушь, краски, Музей Императорского дворца, Тайбэй). Это исторический сюжет, представляющий процессию колоритных иноземных посланников из южных стран с дарами императорскому двору: кораллами, слоновой костью, удивительными по форме камнями, клеткой с попугаем. Как писал Чжан Яньюань, «после образования династии посланники из разных стран прибывали ко двору» (Чжан Яньюань. 2007. Цзюань 9. С. 211). Янь Либэнь неоднократно по приказу императора зарисовывал их необычный облик, выступая в роли придворного летописца.
Атрибутируемая Янь Либэню работа «Сяо И хитростью обретает свиток Ланьтин» дошла до нашего времени в двух версиях: одна хранится в Музее провинции Ляонин в Шэньяне (шёлк, краски, 75,7 х 26,5 см), вторая – в Музее Императорского дворца в Тайбэе (шёлк, краски, 64,7 х 27,4 см). Сюжет связан с историей поиска оригинального свитка «Предисловие к Беседке орхидей» (兰亭序) прославленного каллиграфа Ван Сичжи императором Тай-цзуном. Здесь изображены монах Бяньцай и императорский посланник Сяо И, которые неторопливо беседуют, при этом монах не догадывается о секретном поручении, данном Сяо И монархом, – добыть этот свиток. Танские правители поддерживали развитие искусства и умело использовали его для укрепления своего авторитета. Многие члены императорской фамилии были искусными живописцами и каллиграфами. Император Тай-цзун был особенно известен своей страстью к коллекционированию произведений искусства. В значительной степени именно благодаря своему художественному таланту Янь Либэнь занял высокое место при дворе.
Помимо живописи, мастер также принимал участие в строительстве дворцов и мавзолеев. Считается, что он выполнил эскизы рельефов с изображениями шести коней, верхом на которых император Тай-цзун участвовал в сражениях. Шесть каменных плит с рельефами – знаменитые «шесть коней Чжаолин» – были установлены перед императорской гробницей. На сегодняшний день четыре хранятся в Музее «Лес стел» (Бэйлинь) в Сиане, две другие находятся в Музее археологии и антропологии Пенсильванского университета в Филадельфии.
Предполагают, что для мавзолея Чжаолин Янь Либэнь также выполнил эскизы статуй четырнадцати предводителей разных народов, которые были установлены по сторонам от сооружения (сохранились частично).
Ещё при жизни произведения Янь Либэня пользовались чрезвычайной популярностью. Современники называли его живопись «божественной» – «даньцин шэньхуа» (Чжан Яньюань. 2007. Цзюань 9. С. 209), и со времени династии Тан практически ни одно сочинение по истории живописи не обходилось без упоминания его работ.