#Средневековое искусство КитаяСредневековое искусство КитаяИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегСредневековое искусство КитаяСредневековое искусство КитаяНайденo 27 статейНаправления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуреНаправления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре Буддизм. Изобразительное искусство и архитектура. КитайИску́сство и архитекту́ра будди́зма в Кита́е, буддийское художественное наследие в китайской культуре. Его развитие с первых веков нашей эры шло от органичного сочетания местных традиций и влияния индийских образцов (пещерные монастыри Юньган, Лунмэнь с их декором) к выработке новых схем (деревянные комплексы с чёткой осевой планировкой, одной, позднее двумя пагодами). Алтарная скульптура представлена бронзовыми, каменными, деревянными образцами, она также выполнялась из глины на деревянном каркасе. В оформлении стен пещерных монастырей монументальный рельеф сменился настенной живописью. Со 2-й половины 1-го тыс. создавались расписанные знамёна, свитки сутр с ксилографическими иллюстрациями. В буддийской школе чань развивались живописные жанры (портрет, пейзаж, «цветы и птицы»), каллиграфия. Влияние Непала и Тибета, существовавшее и ранее, особенно проявилось при династиях Юань, Мин и Цин.Каллиграфы Ван СичжиВан Сичжи́ (303 или 305 или 307 или 321 – 361 или 363 или 365 или 379), китайский каллиграф и теоретик каллиграфии, государственный деятель. Вместе с Чжан Чжи, Чжун Ю и собственным сыном – Ван Сяньчжи – Ван Сичжи причисляется к «четвёрке гениев» (сы сянь) каллиграфии. До середины 340-х гг. Ван Сичжи работал преимущественно в уставных почерках, затем в его творчестве преобладали скорописные почерки. Его «Предисловие [к сборнику] "Беседка орхидей"» («Ланьтин сюй») – ключевое для китайской каллиграфической традиции произведение (сохранилось в копиях, как и все остальные работы Ван Сичжи). Ван Сичжи был единственным каллиграфом государства Цзинь, кто достиг равного мастерства в трёх новых для его эпохи почерках: скорописи цаошу, курсиве синшу и уставе кайшу. Он также был первым, кто соединил синшу с кайшу (этими почерками прописано «Предисловие»).Зарубежные города, агломерации. Архитектура Пекин. АрхитектураАрхитекту́ра Пеки́на. Историческое ядро Пекина сохранило традиционный для городов Китая прямоугольный план и регулярную сетку улиц; его архитектурные памятники преимущественно принадлежат к эпохам династий Мин и Цин. В его центре расположен Императорский город с Императорским дворцом (Гугун). Ключевое положение также занимает площадь Тяньаньмэнь со зданием Всекитайского собрания народных представителей (Большой зал народных собраний; 1958–1959, архитектор Чжао Дунжи), мавзолеем Мао Цзэдуна (1976–1977, архитектор Ян Тинбао и др.) и т. д. Ландшафт Пекина с 1990-х гг. определяет коммерческая застройка, в том числе высотные здания. Императорский и Летний (Ихэюань) дворцы, Храм Неба и комплекс Шисаньлин (15–17 вв.; 13 гробниц императоров династии Мин) включены в список Всемирного наследия.Произведения скульптуры Лэшаньский большой БуддаЛэша́ньский большо́й Бу́дда, статуя Майтреи близ г. Лэшань (Китай). Высечена при империи Тан в скале Линъюньшань. Входит в число самых высоких скульптур в мире (высота 71 м). В нишах вырезано более 90 изображений бодхисаттв. На скальной площадке справа от головы Лэшаньского большого Будды построен буддийский храм. Статуя включена в список Всемирного наследия.Живописцы Янь ЛибэньЯнь Либэ́нь (600 или 601 – 673), китайский государственный деятель, один из ведущих живописцев раннего периода Тан. Работал при дворе императоров Тай-цзуна (Ли Шиминя) и Гао-цзуна (Ли Чжи). Известен сериями портретов китайских правителей и сановников, изображениями на исторические и религиозные сюжеты. Самое знаменитое дошедшее до нашего времени произведение из приписываемых Янь Либэню – свиток «Правители прежних династий» (Музей изящных искусств, Бостон).Живописцы Ми ФуМи Фу (1051 или 1052 – 1107 или 1109), китайский каллиграф и живописец, историк и теоретик искусства, поэт, коллекционер. Крупный представитель направления вэньжэнь-хуа. Принадлежит к «четвёрке мастеров [каллиграфии] эпохи Сун» (Сун сы цзя). В каллиграфии достиг славы как мастер устава и скорописи, почерков чжуаншу, лишу, синшу; соединил в своих работах стили периодов Цзинь и Тан, а также мастера Цай Юна (Хань). В живописи предпочтение отдавал монохромным пейзажам.Произведения живописи «Праздник Цинмин на реке»«Пра́здник Цинми́н на реке́», горизонтальный свиток (шёлк, тушь, краски, 24,8 х 528,7 см), ключевое произведение изобразительного искусства Китая. Представляет виды столицы династии Северная Сун – Бяньлян (ныне Кайфын) и её окрестностей. Создан предположительно в начале 12 в. Это единственная работа художника Чжан Цзэдуаня, сохранившаяся до 21 в. Существует несколько десятков копий; большинство исследователей признают за оригинал или наиболее приближенную к нему версию свиток, хранящийся в Музее Императорского дворца в Пекине. Датировка, интерпретация названия и сюжета вызывают разногласия среди исследователей.Живописцы Чжан ЦзэдуаньЧжан Цзэдуа́нь (предположительно конец 11 – начало 12 вв.), китайский живописец. Мастер архитектурного пейзажа цзехуа, сложившегося как самостоятельный жанр в период Сун. До наших дней сохранилось только одно его произведение – свиток «Праздник Цинмин на реке». Информация, содержащаяся в колофонах этого свитка, – единственный источник сведений о художнике.Живописцы Ма ЮаньМа Юа́нь (между 1140 и 1190 – между 1225 и 1279), китайский живописец. Для монохромных пейзажей («Одинокий рыбак на зимней реке», Национальный музей, Токио) характерны созерцательное настроение, асимметричные композиции, резкие широкие мазки, угловые ракурсы.Живописцы Чжан СюаньЧжан Сюа́нь (ум. предположительно в середине 8 в.), китайский живописец, мастер жанра «люди и вещи» (жэньу) периода Тан, основоположник жанра «благородные дамы» («красавицы») (шинюй хуа). До нашего времени дошли копии начала 12 в. двух работ Чжан Сюаня: «Обработка шёлка» и «Весенняя прогулка госпожи Гого». 123