#Средневековое искусство Китая
Средневековое искусство Китая
Тег

Средневековое искусство Китая

Средневековое искусство Китая
Найденo 27 статей
«Архат» из группы «Шестнадцать архатов». Ок. 1000
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуреНаправления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
Буддизм. Изобразительное искусство и архитектура. Китай
Иску́сство и архитекту́ра будди́зма в Кита́е, буддийское художественное наследие в китайской культуре. Его развитие с первых веков нашей эры шло от органичного сочетания местных традиций и влияния индийских образцов (пещерные монастыри Юньган, Лунмэнь с их декором) к выработке новых схем (деревянные комплексы с чёткой осевой планировкой, одной, позднее двумя пагодами). Алтарная скульптура представлена бронзовыми, каменными, деревянными образцами, она также выполнялась из глины на деревянном каркасе. В оформлении стен пещерных монастырей монументальный рельеф сменился настенной живописью. Со 2-й половины 1-го тыс. создавались расписанные знамёна, свитки сутр с ксилографическими иллюстрациями. В буддийской школе чань развивались живописные жанры (портрет, пейзаж, «цветы и птицы»), каллиграфия. Влияние Непала и Тибета, существовавшее и ранее, особенно проявилось при династиях Юань, Мин и Цин.
Каллиграфы
Ван Сичжи
Ван Сичжи́ (303 или 305 или 307 или 321 – 361 или 363 или 365 или 379), китайский каллиграф и теоретик каллиграфии, государственный деятель. Вместе с Чжан Чжи, Чжун Ю и собственным сыном – Ван Сяньчжи – Ван Сичжи причисляется к «четвёрке гениев» (сы сянь) каллиграфии. До середины 340-х гг. Ван Сичжи работал преимущественно в уставных почерках, затем в его творчестве преобладали скорописные почерки. Его «Предисловие [к сборнику] "Беседка орхидей"» («Ланьтин сюй») – ключевое для китайской каллиграфической традиции произведение (сохранилось в копиях, как и все остальные работы Ван Сичжи). Ван Сичжи был единственным каллиграфом государства Цзинь, кто достиг равного мастерства в трёх новых для его эпохи почерках: скорописи цаошу, курсиве синшу и уставе кайшу. Он также был первым, кто соединил синшу с кайшу (этими почерками прописано «Предисловие»).
Фрагмент копии горизонтального свитка «Моление об урожае» («[Ритуал молитвы] о хорошем урожае») с оригинала Ван Сичжи 4 в.
Зарубежные города, агломерации. Архитектура
Пекин. Архитектура
Архитекту́ра Пеки́на. Историческое ядро Пекина сохранило традиционный для городов Китая прямоугольный план и регулярную сетку улиц; его архитектурные памятники преимущественно принадлежат к эпохам династий Мин и Цин. В его центре расположен Императорский город с Императорским дворцом (Гугун). Ключевое положение также занимает площадь Тяньаньмэнь со зданием Всекитайского собрания народных представителей (Большой зал народных собраний; 1958–1959, архитектор Чжао Дунжи), мавзолеем Мао Цзэдуна (1976–1977, архитектор Ян Тинбао и др.) и т. д. Ландшафт Пекина с 1990-х гг. определяет коммерческая застройка, в том числе высотные здания. Императорский и Летний (Ихэюань) дворцы, Храм Неба и комплекс Шисаньлин (15–17 вв.; 13 гробниц императоров династии Мин) включены в список Всемирного наследия.
Чжао Дунжи. Здание Всекитайского собрания народных представителей (Большой зал народных собраний), Пекин. 1958–1959
Живописцы
Янь Либэнь
Янь Либэ́нь (600 или 601 – 673), китайский государственный деятель, один из ведущих живописцев раннего периода Тан. Работал при дворе императоров Тай-цзуна (Ли Шиминя) и Гао-цзуна (Ли Чжи). Известен сериями портретов китайских правителей и сановников, изображениями на исторические и религиозные сюжеты. Самое знаменитое дошедшее до нашего времени произведение из приписываемых Янь Либэню – свиток «Правители прежних династий» (Музей изящных искусств, Бостон).
Янь Либэнь. Фрагмент горизонтального свитка «Правители прежних династий» («Тринадцать императоров»). 2-я половина 7 в.
Живописцы
Ми Фу
Ми Фу (1051 или 1052 – 1107 или 1109), китайский каллиграф и живописец, историк и теоретик искусства, поэт, коллекционер. Крупный представитель направления вэньжэнь-хуа. Принадлежит к «четвёрке мастеров [каллиграфии] эпохи Сун» (Сун сы цзя). В каллиграфии достиг славы как мастер устава и скорописи, почерков чжуаншу, лишу, синшу; соединил в своих работах стили периодов Цзинь и Тан, а также мастера Цай Юна (Хань). В живописи предпочтение отдавал монохромным пейзажам.
Ми Фу. Фрагмент горизонтального свитка «Стихи, [написанные] на реке Хунсянь». 1106
Произведения живописи
«Праздник Цинмин на реке»
«Пра́здник Цинми́н на реке́», горизонтальный свиток (шёлк, тушь, краски, 24,8 х 528,7 см), ключевое произведение изобразительного искусства Китая. Представляет виды столицы династии Северная Сун – Бяньлян (ныне Кайфын) и её окрестностей. Создан предположительно в начале 12 в. Это единственная работа художника Чжан Цзэдуаня, сохранившаяся до 21 в. Существует несколько десятков копий; большинство исследователей признают за оригинал или наиболее приближенную к нему версию свиток, хранящийся в Музее Императорского дворца в Пекине. Датировка, интерпретация названия и сюжета вызывают разногласия среди исследователей.
Чжан Цзэдуань. Центральная часть свитка «Праздник Цинмин на реке»
1
2
3