Грушин Пётр Дмитриевич
Гру́шин Пётр Дми́триевич [2(15).1.1906, Вольск Саратовской губернии – 29.11.1993, Москва], советский и российский учёный, конструктор авиационной и ракетной техники, дважды Герой Социалистического Труда (1958, 1981), академик АН СССР (1966). Член ЦК КПСС (1966–1986).
Родился в многодетной семье рабочего-плотника, в которой было семеро детей.
Образование получил в церковно-приходской школе (1914), Вольском городском училище – Профтехшколе имени Ильича (1924).
С 1925 г. работал на заводе «Возрождение» (г. Марксштадт, Поволжье), на кожевенном и ремонтном заводах в Вольске.
Мечтал стать лётчиком, предпринял попытку поступления в Самарское училище военных лётчиков, но не прошёл медкомиссию. В 1928 г. поступил в Ленинградский политехнический институт (ныне Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого) на кораблестроительный факультет (отделение подготовки специалистов гидроавиации). С 1930 г. отделение гидроавиации переведено в состав созданного в том же году Московского авиационного института (МАИ). Учился на отлично, характеризовался как трудолюбивый, энергичный студент, проявлял способности к конструированию, анализу и обобщениям.
Окончил МАИ (1932) с дипломом инженера-механика по самолётостроению (дипломный проект «Лёгкомоторный самолёт "Бригадный"», выполненный совместно с сокурсниками Д. Бабадом и А. Мараказовым, получил первую премию на конкурсе ЦК Осоавиахима). Работать инженером начал под руководством авиаконструктора А. Лявиля в Бюро новых конструкций Всесоюзного авиационного объединения, затем перешёл в Центральное конструкторское бюро авиазавода № 39 в районе Фили. По приглашению Д. П. Григоровича возвратился в МАИ. Преподавал на кафедре самолётостроение. Работал главным конструктором Конструкторского бюро МАИ над проектом сверхдальнего самолёта «Сталь-МАИ», модернизацией самолёта У-2, созданием легкомоторного самолёта «Октябрёнок» (по аэродинамической схеме «тандем»), штурмовика МАИ-3, ближнего бомбардировщика ББ-МАИ.
В 1940 г. переведён в г. Харьков на авиационный завод № 135, где в должности главного конструктора обеспечил конструкторское сопровождение серийного выпуска самолёта ББ-1 (Су-2) и создание опытного двухмоторного истребителя дальнего сопровождения ДИС-135 (Гр-1).
После начала Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. назначен заместителем главного конструктора в ОКБ С. А. Лавочкина, руководил организацией серийного выпуска новых истребителей Ла-5 и Ла-7 на авиационных заводах № 21 в г. Горький и № 381 в Москве, на этой работе проявил себя как талантливый руководитель. За выпуск каждой из серий самолётов Ла-5 и Ла-7 награждён орденом Ленина.
После войны работал в Бюро новой техники Министерства авиапромышленности СССР, в Спецкомитете № 2 (по реактивной технике) при Совете Министров СССР. Осенью 1948 г. назначен деканом самолётостроительного факультета и проректором МАИ по научной работе.
В июле 1951 г. назначен первым заместителем главного конструктора ОКБ-301 С. А. Лавочкина, руководил доработкой и испытаниями зенитной управляемой ракеты (ЗУР) для первого отечественного зенитного ракетного комплекса (ЗРК) системы «Беркут» (С-25). Лавочкин дал такую характеристику Петру Грушину: «Принципиален и въедлив, обязателен и точен... Не терпит приблизительных решений, прирождённый расчётчик. В этого человека я верю. Он видит и чувствует машину не по отдельным узлам, а в комплексе» (цит. по: Коровин. 2011. С. 95).
В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 20 ноября 1953 г. № 2838-1201 в подмосковных Химках в целях разработки новейших образцов ЗУР создано Особое конструкторское бюро № 2 Министерства авиационной промышленности СССР (ОКБ-2, с 1967 машиностроительное конструкторское бюро «Факел», с 1993 Машиностроительное конструкторское бюро «Факел» имени академика П. Д. Грушина). Грушин назначен его главным конструктором – начальником Опытно-конструкторского бюро. В ОКБ переведены специалисты-ракетчики из КБ-1 и ОКБ-293 М. Р. Бисновата. С этого момента до конца 1980-х гг. о работах Грушина знал только узкий круг руководителей СССР.
Первая работа ОКБ-2 – ЗУР для зенитного ракетного комплекса ПВО СА-75 «Двина» – принесла успех. В ней реализованы противоречивые требования: мобильность, высокие тактико-технические характеристики, надёжность, простота эксплуатации, дешевизна создания и технологичность конструкции. За создание ракет комплекса C-75 Грушин удостоен звания Героя Социалистического Труда и награждён орденом Ленина. Для вручения наград на завод приезжали (30 декабря 1958) руководители государства – Н. С. Хрущёв и Л. И. Брежнев.
7 октября 1959 г. ЗУР комплекса С-75 впервые в мире сбила высотный самолёт-разведчик США РБ-57Д над территорией Китайской Народной Республики. Полёты этих самолётов над территорией КНР прекратились.
В 1960 г., в праздник Первомая, ЗРК С-75 с первого выстрела сбил на высоте более 20 км над территорией Урала, в районе г. Свердловск (ныне Екатеринбург), считавшийся неуязвимым самолёт-разведчик США «Локхид» Ю-2 (Lockheed U-2; пилот Ф. Г. Пауэрс остался жив и был обменян в дальнейшем на советского разведчика Р. И. Абеля). Полёты самолётов-разведчиков над территорией СССР были прекращены.
4 марта 1961 г., в ходе испытаний экспериментальной противоракетной «Системы А», ракета разработки ОКБ-2 впервые в мире осуществила поражение боеголовки баллистической ракеты дальнего действия.
В 1965 г. вооружённые силы Северного Вьетнама (в то время Демократическая Республика Вьетнам, ДРВ) впервые применили ЗРК С-75 в борьбе с авиацией США. Всего в ходе войны во Вьетнаме уничтожены от 200 до 2000 американских самолётов (данные США и СССР соответственно). В декабре 1972 г., после начала массированного применения ВВС США стратегических бомбардировщиков Б-52 (летающих крепостей) для ковровых бомбардировок территории Северного Вьетнама, войска ПВО ДРВ стали сбивать ракетами Грушина комплекса С-125 (создан в 1961) до 10 самолётов Б-52 в день. Потери за короткий период более 30 стратегических бомбардировщиков Б-52, наряду с другими причинами, решили исход Вьетнамской войны. В марте 1973 г. были заключены Парижские соглашения.
27 марта 1999 г., во время агрессии НАТО против Югославии, разработанная под руководством Грушина ракета 5В27 из состава комплекса С-125М «Печора» сбила впервые в мире новый в то время самолёт-невидимку F-117.
Ракеты Грушина совершили революцию в тактике применения авиации и средств ПВО и показали, что ЗРК могут быть инструментом сдерживания и политического влияния в мире.
Под руководством Грушина созданы зенитные управляемые ракеты малой, средней и большой дальности для зенитных ракетных комплексов войск ПВО, Сухопутных войск и кораблей ВМФ, системы противоракетной обороны страны, а также разработаны ракеты класса «воздух – воздух» и ряд экспериментальных проектов.
За 38 лет ОКБ «Факел» под управлением Грушина стало одной из ведущих ракетных фирм. Ракеты его разработки поставлены на экспорт и стоят на вооружении более чем в 50 государствах.
Вторую звезду Героя Социалистического Труда (1981) Грушин получил за создание ЗРК С-300П.
В 1987 г. пожертвовал 140 тыс. руб. личных «академических» сбережений, накопленных за несколько десятилетий, на строительство в г. Химки нового здания Дома юных техников «Интеграл» (строительство завершено в 1990). Свой поступок Грушин объяснил так: «Этим я отдал дань своему юношескому увлечению – авиамоделизму, и очень хочу, чтобы у молодых химчан появилось достойное место для подобных занятий...» (Коровин. 2011. С. 508–509).
Лауреат Ленинской премии (1963) и Государственной премии СССР (1965). Награждён 7 орденами Ленина (1943, 1945, 1953, 1958, 1966, 1981, 1986), орденом Октябрьской Революции (1971), орденом Трудового Красного Знамени, многими медалями, в том числе Золотой медалью имени А. Н. Туполева Академии наук СССР (1979).
Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Бюст П. Д. Грушина установлен в г. Вольск Саратовской области. Имя академика вписано в «Золотую книгу Петербурга». В г. Химки Московской области есть улица Академика Грушина, проводится Кубок памяти академика Грушина по авиамодельному спорту в классе «Воздушный бой»; на Доме юного техника установлена памятная доска.
В 2002 г. в телевизионном цикле «Тайны забытых побед» вышел 26-минутный документальный фильм «Защита Грушина».