С-125 (семейство зенитных ракетных систем)
С-125, первое семейство отечественных перевозимых зенитных ракетных систем (ЗРС) войск противовоздушной обороны (ПВО). ЗРС семейства С-125 предназначены для поражения воздушных целей (самолёты, самолёты-снаряды, некоторые типы крылатых ракет) на средних, малых и предельно малых высотах, на встречных курсах и вдогон, а также радиолокационно-контрастных наземных и надводных целей. Системы всепогодные, их тактико-технические характеристики улучшались с каждым поколением.
Разработка и принятие на вооружение
Разработка первой ЗРС семейства С-125 «Нева» осуществлялась в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 мая 1957 г. № 501-250.
Генеральный разработчик ЗРС семейства (система в целом, система управления ракетой, радиолокатор сопровождения цели и наведения ракет) – Конструкторское бюро 1 (КБ-1, ныне Научно-производственное объединение «Алмаз» имени академика А. А. Расплетина, входит в состав Концерна воздушно-космической обороны «Алмаз-Антей»). Головная организация по модернизации ЗРС семейства С-125 – Объединённое конструкторское бюро (ОКБ) «Кунцево».
Государственные испытания ЗРС С-125 «Нева» были завершены в марте 1961 г. Система принята на вооружение войск ПВО страны постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 июня 1961 г. № 561-233.
Модификации ЗРС С-125
В процессе развития ЗРС семейства С-125 были созданы несколько модификаций.
Для ПВО СССР:
С-125 «Нева». Базовый вариант семейства с зенитной управляемой ракетой (ЗУР) 5В27 дальностью до 22 км. Принят на вооружение в 1961 г.
С-125М «Нева-М». Усовершенствованный на основе опыта эксплуатации С-125 «Нева» вариант с ЗУР 5В27 . Принят на вооружение в 1964 г.
С-125М1 «Нева-М1». Отличается от модификации «М» повышенной помехозащищённостью и новыми ЗУР 5В27Д с возможностью стрельбы вдогон. Вариант принят на вооружение в 1978 г.
Для ВМФ СССР:
М-1 «Волна». Корабельный аналог С-125. Принят на вооружение в 1962 г.
М-1М «Волна-М». Корабельный аналог С-125М. Принят на вооружение в 1964 г.
М-1П «Волна-П». Корабельный аналог С-125М1 с добавлением телесистемы 9Ш33. Принят на вооружение в 1976 г.
М-1Н «Волна-Н». Модификация, специализированная для борьбы с низколетящими противокорабельными ракетами. Принята на вооружение в 1978 г.
Для иностранных заказчиков:
«Печора». Экспортный вариант ЗРС «Нева», поставки с 1961 г.
«Печора-М». Экспортный вариант ЗРС «Нева-М», поставки с 1995 г.
«Печора-2М». Экспортный вариант ЗРС «Нева-М1», созданный на основе современной элементной базы. Впервые продемонстрирован на авиасалоне МАКС-2003, тогда же заключены первые экспортные контракты.
Экспортные поставки
С 1969 г. начались поставки в государства Организации Варшавского договора, а с 1970 г. – также и в другие страны, в частности в Афганистан, Анголу, Алжир, Индию, Корейскую Народно-Демократическую Республику (КНДР), Кубу, Югославию, Эфиопию, Перу, Сирию и др.
По оценкам, около 530 ед. ЗРС С-125 «Нева» различных модификаций были поставлены в 35 стран и использовались в вооружённых конфликтах и локальных войнах. В «тропическом» исполнении система имела специальное лакокрасочное покрытие для отпугивания термитов. С-125 «Печора» доныне находится на вооружении армий ряда стран мира.
Совершенствование зенитных управляемых ракет
На первых испытаниях ЗРС С-125 использовалась ЗУР 5В24. В ходе испытаний заданные результаты достигнуты не были, поэтому в техническое задание внесли дополнительное требование – применить в составе С-125 другую ракету – ЗУР 5В27, унифицированную с ракетой ЗРС С-125 («Волна») морской модификации. Это позволило обеспечить совместимость систем и снизить разнообразие применяемых ими ЗУР.
В процессе развития ЗРС семейства С-125 были созданы следующие модификации ЗУР: 5В27Г – герметичная ; 5В27ГП – герметичная, с уменьшенной до 2,7 км ближней границей поражения; 5В27ГПС – герметичная, с уменьшенной до 2,7 км ближней границей поражения, оснащённая селектирующим блоком, снижающим вероятность автоматического срабатывания радиовзрывателя при отражении сигнала от окружающей местности; 5В27ГПУ – герметичная, с уменьшенной до 2,7 км ближней границей поражения и возможностью ускоренной предстартовой подготовки, что достигается за счёт подачи на бортовую аппаратуру повышенного напряжения от источника питания при включении режима предстартового подогрева аппаратуры (аппаратура предстартовой подготовки, расположенная в кабине унифицированного наблюдательного комплекса, получила соответствующую доработку).
Боевое применение
Первый раз ЗРС С-125 была использована в 1970 г. на Синайском п-ове: 30 июня c использованием тактики «засад» был сбит первый самолёт ВВС Израиля, 5 дней спустя – второй. 18 июля были сбиты ещё четыре самолёта, 3 августа – три. Повреждения получили ещё три израильских самолёта. Каждый дивизион от внезапных ударов низколетящих самолётов прикрывался 3–4 зенитными самоходными установками (ЗСУ) 23-4 «Шилка», отделением переносных зенитных ракетных комплексов «Стрела-2» и пулемётами «Дегтярёв-Шпагин крупнокалиберный» (ДШК).
В ходе Войны Судного дня (октябрь 1973) египетские и сирийские ЗРС С-125 сбили 21 (61 стрельба, расход 174 ЗУР) и 33 (72 стрельбы, расход 131 ЗУР) израильских самолёта соответственно.
ЗРС С-125 использовались армией Ирака в ирано-иракской войне 1980–1988 гг., а в 1991 г. – при отражении ударов авиации многонациональных сил; в Сирии – против израильтян в ходе Ливанского кризиса 1982 г.; в Ливии – для стрельбы по самолётам США в заливе Сидра (1986).
В Югославии ЗРС семейства С-125 применялись против самолётов НАТО в 1999 г. По данным югославских военных, 27 марта 1999 г. в 32 км от Белграда именно С-125 сбила американский одноместный дозвуковой тактический штурмовик F-117А Night Hawk (разработка и производство корпорации Lockheed Martin), изготовленный с использованием технологии «стелс». Цель сопровождалась в инфракрасном диапазоне с помощью тепловизора.