СА-75 «Двина»
СА-75 «Двина́» (зенитная ракетная система СА-75 «Двина», ЗРС СА-75 «Двина»), первая передвижная зенитная ракетная система на автомобильном шасси для прикрытия административно-политических и промышленных объектов, войсковых частей и соединений. Предназначена для поражения воздушных целей на средних и больших высотах на встречных курсах и вдогон. Первая серийная система, работающая на основе электровакуумных приборов 10-сантиметрового диапазона, одноканальная по цели и трёхканальная по ракете (способна одновременно сопровождать одну цель и наводить на неё до трёх ракет).
Разработка и постановка на вооружение
Решение о создании перевозимой ЗРС было принято на завершающей стадии разработки зенитной ракетной системы противовоздушной обороны (ПВО) Москвы с использованием стационарных комплексов С-25, после её выхода на этап лётных испытаний по реальным целям. Характер возможных боевых действий с НАТО предполагался манёвренным, стационарные зенитные ракетные системы были не в состоянии обеспечить прикрытие Сухопутных войск в быстро меняющейся боевой обстановке. Кроме того, в начале «холодной войны» над территорией СССР участились полёты самолётов-разведчиков стран НАТО на высотах (около 20 км), недоступных для средств ПВО СССР (ствольная зенитная артиллерия и истребители на тот момент могли перехватывать самолёты, летящие со скоростью не более 1000 км/ч на высоте не выше 14–17 км). Страны – члены НАТО получали актуальную информацию о военных и ядерных объектах СССР. В связи с этим 20 ноября 1953 г. вышло постановление Совета Министров СССР № 2838/1201 «О создании передвижной системы зенитного управляемого ракетного оружия для борьбы с авиацией противника». Оно определяло основные технические требования к перспективному средству ПВО, способному поражать аэродинамические цели на высотах от 3 до 20 км, летящие со сверхзвуковой скоростью (до 1500 км/ч).
Головным разработчиком системы было определено КБ-1 Министерства среднего машиностроения (ныне «Концерн воздушно-космической обороны "Алмаз-Антей"»), главным конструктором – А. А. Расплетин. КБ-1 осуществляло работы по созданию системы в целом, бортовой аппаратуры зенитной управляемой ракеты (ЗУР), приёмника команд управления, ответчика, бортовых антенн, автопилота, рулевых машин, а также станции наведения ЗУР, размещённой на автомобильном шасси. В начале 1954 г. было принято тактико-техническое задание на ЗРС. С 1955 г. начались активные испытания. Сначала испытывались ЗУР В-750, затем и система в сборе. Полигонные испытания ЗРС начались в августе 1957 г. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 11 декабря № 1382/638 система СА-75 «Двина» была принята на вооружение. Промышленность поставила армии 30 батарей ЗРС и 621 ЗУР для них.
ЗРС СА-75 «Двина» оказалась эффективнее и дешевле ЗРС С-25.
С началом серийного производства и поставок в войска ПВО системы С-75 «Десна» (1959) производство ЗРС СА-75 в СССР было постепенно свёрнуто, хотя ряд элементов этого комплекса продолжал выпускаться специально на экспорт.
Состав системы и основные характеристики
В состав зенитной ракетной системы СА-75 «Двина» входили:
станция наведения ракет СНР-75 (антенный пост, кабина боевого управления «У», аппаратная кабина «А», радиодальномер РД-75 «Амазонка», средства обеспечения и буксировки), 1 единица;
пусковые установки (СМ-63, СМ-90), 6 единиц;
транспортно-заряжающие машины ПР-11, 6 единиц.
При выполнении задач в качестве отдельного подразделения зенитно-ракетному дивизиону ЗРС СА-75 «Двина» могли быть приданы радиолокационная станция разведки и целеуказания П-12 «Енисей» и радиовысотомер ПРВ-13 из состава радиотехнического дивизиона зенитно-ракетной бригады.
Аппаратура системы СА-75 «Двина» размещалась в 5 грузовиках ЗИЛ-157 с тентами.
Основные характеристики ЗРС СА-75 «Двина»
Характеристика | Показатель |
Дальность поражения целей, км: |
|
Высота поражения целей, км: |
|
Скорость обстреливаемой цели максимальная (навстречу), км/ч | 1100 |
Число каналов: |
|
Боекомплект зенитного ракетного дивизиона, ЗУР | 12 |
Число ЗУР на пусковой установке | 6 |
Число ракет на одну цель | до 3 |
Вероятность поражения цели, %: |
50–60 |
Интервал между пусками ракет, с | не более 6 |
Время развёртывания комплекса, ч | около 6 |
Скорость хода, км/ч: |
|
ЗУР В-750 | |
Длина ракеты, м | 10,6 |
Диаметр ракеты, м | 0,5 |
Масса, кг: |
|
Модификации
СА-75М «Двина» (1957 г.) с модернизированными ЗУР В-750В, В-750ВМ (доработана для поражения самолётов – постановщиков помех), В-750ВК;
СА-75МК «Двина» (1960 г.) с ЗУР В-750В – экспортный вариант СА-75М.
Боевое применение
Первое в истории ПВО боевое применение ЗРС СА-75 «Двина» по реальной цели состоялось в октябре 1959 г. на территории Китайской Народной республики (КНР). СССР продолжал поддерживать Коммунистическую партию Китая (КПК) после окончания гражданской войны в Китае (с 1 августа 1927 по 7 декабря 1949) и изгнания партии Гоминьдан на о. Тайвань. Поддержка включала в себя поставки вооружений и военной техники, включая ЗРС, в частности системы СА-75 «Двина». Именно этой системой 7 октября 1959 г. тремя ракетами В-750 на высоте более 20 км в районе Пекина был сбит дальний самолёт-разведчик RB-57D ВВС Тайваня. Первое боевое применение ЗРС СА-75 «Двина» в СССР (в рамках «холодной войны») – 1 мая 1960 г. Близ Свердловска поражён самолёт-разведчик Lockheed U-2 (лётчик – Ф. Пауэрс). Первое в истории ПВО боевое применение зенитной ракетной системы против сверхзвуковых истребителей-бомбардировщиков – 24 июля 1965 г. (СССР поддерживал Северный Вьетнам и южновьетнамских партизан в войне против режима Южного Вьетнама, поддерживавшегося США). Вьетнамская народная армия в районе Ханоя, используя ЗРС СА-75 «Двина», уничтожила 3 американских истребителя-бомбардировщика F-4C «Фантом» пуском четырёх ракет типа В-750В.
Во Вьетнаме применялись также другие модификации системы С-75, а именно – ЗРС С-75 «Десна» и С-75М «Волхов». Достоверной статистики по боевому применению каждой модификации отдельно нет. Минимальное число сбитых системами С-75 самолётов при отражении американской агрессии против Северного Вьетнама более 200. По другим данным, с 1965 по 1972 гг. во Вьетнам было поставлено 95 комплектов ЗРС С-75 и 7568 ракет. К концу войны (январь 1973) было израсходовано 6806 ракет. За время войны во Вьетнаме было уничтожено более 1000 самолётов противника (по другим источникам, около 4000).
Опыт войны во Вьетнаме использовался для доработок ЗРС СА-75 «Двина»: было проведено 6 опытно-конструкторских разработок с практическим испытанием на полигоне и последующим внедрением на технике, применявшейся во Вьетнаме. Например, был введён режим ложного пуска (включение передатчика радиокоманд управления ракетой без пуска ракеты). После обнаружения такого сигнала лётчики тактической авиации совершали противоракетный манёвр, что отличало их от самолётов стратегической авиации (которые такие манёвры осуществлять не могли).