Гроссман Леонид Петрович
Гро́ссман Леони́д Петро́вич (12(24).1.1888, Одесса – 15.12.1965, Москва), русский писатель, литературовед, театровед. Из семьи врача. В 1906–1907 гг. слушал лекции на факультете права в Сорбонне. В 1911 г. окончил юридический факультет Новороссийского университета в Одессе (ныне Одесский национальный университет). В 1922 г. переехал в Москву. С того же года – действительный член Российской академии художественных наук, Общества любителей российской словесности, Никитинских субботников. Печатался в журналах «Вестник Европы», «Русская мысль», «Красная Нива», «Печать и революция», «Каторга и ссылка», «Искусство», «Новый мир». Профессор Высшего литературно-художественного института имени В. Я. Брюсова (1922–1925) и открытых после его упразднения Высших государственных литературных курсов Московского управления профтехобразования (1926–1929), Московского городского педагогического института имени В. П. Потёмкина (1940–1959). Доктор филологических наук (1940; учёная степень присвоена по итогам защиты кандидатской диссертации на тему «Бальзак в России»). Член Союза писателей СССР (1934).
Дебютировал в печати как критик (1903); с 1911 г. выступал как историк литературы. Исследовал биографию А. С. Пушкина, источники и жанровые особенности его произведений («У истоков "Бахчисарайского фонтана"», 1960), поэтическую технику, влияние европейской литературы («Пушкин и дендизм», 1923), отношения с театром («Пушкин в театральных креслах», 1926). Книга «Пушкин» (1939; переработанное издание 1958) отмечена стремлением «революционизировать» взгляды и творчество поэта.
Наибольшую известность Гроссману принесли работы о Ф. М. Достоевском: изучение биографии (Достоевский на жизненном пути. Москва, 1928 ; Достоевский. Москва, 1962), поэтики и стилистики (Поэтика Достоевского. Москва, 1925 ; «Достоевский-художник», 1959), идейно-политических взглядов писателя.
Работы Гроссмана о И. С. Тургеневе посвящены анализу его прозы и драматургии (Портрет Манон Леско : два этюда о Тургеневе. Одесса, 1919 ; Театр Тургенева. Петербург, 1924).
Автор книг об А. В. Сухово-Кобылине (Преступление Сухово–Кобылина. Ленинград, 1927 ; Театр Сухово-Кобылина. Москва ; Ленинград, 1940) и Н. С. Лескове (Н. С. Лесков. Жизнь – Творчество – Поэтика. Москва, 1945), статей о М. Ю. Лермонтове («Лермонтов и культуры Востока», 1941), Ф. И. Тютчеве («Тютчев и сумерки династий», 1918), В. Г. Белинском («Поэтика Белинского», 1954), А. П. Чехове, Л. Н. Толстом («Стендаль и Толстой», «Натурализм Чехова», обе – 1914; Записные книжки Чехова. Москва, 1926) и др. Изучал психологию творчества, эволюцию жанров и литературных форм, историю русско-французских литературных связей («Брюсов и французские символисты», 1923; «Бальзак в России», 1937).
В 1900–1920-х гг. выступал как литературный критик; автор воспоминаний о Л. Н. Андрееве и В. Я. Брюсове.
Гроссман – один из заметных стилистов среди русских литературоведов 20 в., мастер афористических, эмоционально окрашенных формулировок: «Ахматова – это скорбная мысль о жизни духа, неисцелённого очарованным созерцанием конкретной прелести жизненных форм» (статья «Анна Ахматова», 1924).
С научной деятельностью Гроссмана связаны его художественные произведения: циклы сонетов «Плеяда» (Одесса, 1919) о поэтах пушкинской плеяды и «На полях Пушкина» (Москва, 1922), драматические сцены «Вторник у Каролины Павловой» (Одесса, 1919), романы «Записки д'Аршиака. Петербургская хроника 1836 года» (Харьков, 1930) – о последней дуэли Пушкина, «Рулетенбург. Повесть о Достоевском» (Москва ; Ленинград, 1932), «Бархатный диктатор» (Москва, 1933) – о М. Т. Лорис-Меликове.