Гринуэй Питер
Гри́нуэй Пи́тер (Питер Гринауэй; Peter Greenaway) (род. 5.4.1942, Ньюпорт, Уэльс), английский кинорежиссёр, художник.
Учился по специальности «живописец-монументалист» в Колледже искусств Уолтемстоу, ныне в Лондоне (1962–1965). Работал в Британском киноинституте. C 1966 г. снимал экспериментальные короткометражные и документальные фильмы (работая монтажёром документальных фильмов в Центральном информационном агентстве в течение 11 лет).
Первый полнометражный фильм («Контракт рисовальщика», 1982) принёс Гринуэю международную известность. В нём отчётливо проявились две основные особенности поэтики режиссёра: исключительная роль живописного решения как всего фильма, так и каждого кадра, а также отсутствие привычного сюжетно-психологического развития. Кинематограф Гринуэя – изысканные вариации на одну тему, которую образуют два, по словам режиссёра, «глобальных вопроса: секс и смерть». При этом каждый фильм отсылает к той или иной литературно-художественной традиции – комедии эпохи Реставрации и английскому портрету 17 в. («Контракт рисовальщика»), голландской живописи и естественно-научному пафосу первых зооклассификаций («Зед и два нуля», 1986), классицистической архитектуре («Брюхо архитектора», 1987), балетно-мимическим вариациям на сюжет «Бури» У. Шекспира («Книги Просперо», 1991) или японской каллиграфии для утверждения постструктуралистского положения, признающего текст – телом, а тело – не более чем текстом («Интимный дневник», 1996).
Наряду с этим фильмы Гринуэя острозлободневны. За соединением социального мотива, эротики и духа ритуального жертвоприношения, свойственного «театру жестокости» А. Арто, в фильме «Повар, Вор, его Жена и её Любовник» (1989) читается антитэтчеровская направленность, связанная с критикой либерального монетаризма. «Дитя из Макона» (1993) выглядит как пышная барочная «кровавая трагедия» и вместе с тем воспринимается как критика католической обрядовости и отзвук судебных процессов, открывших английскому обществу ужасные факты детомучительства. Расправа женщин над мужчинами в «Отсчёте утопленников» (1988) отражает проблемы феминизма. В своих работах Гринуэй соединяет театральное нагнетание шоковых проявлений жестокости и эроса с холодной отстранённостью интеллектуальной игры. Первое роднит его с традициями авангарда, второе сближает с постмодернистской идеей относительности всех истин. Ощущение абсурдности видимого мира лежит в основе отстранённого юмора Гринуэя, рождённого осознанием несообразности различного рода классификаций, комической безнадёжности попыток рационально воспринимать действительность. В 2003–2004 гг. Гринуэй поставил кинотрилогию «Чемоданы Тульса Люпера». Фильмы «Ночной дозор» (2007), «Я обвиняю Рембрандта!» (2008), «Гольциус и компания "Пеликан"» (2012) посвящены истории голландской живописи 17 в. и, по мысли режиссёра, призваны привлечь внимание зрителей к проблеме визуальной неграмотности. Фильм «Эйзенштейн в Гуанахуато» (2015) повествует о десяти днях, проведённых режиссёром С. М. Эйзенштейном в Мексике, оказавших духовное воздействие на последующую жизнь российского классика.
Гринуэй–художник пишет полотна акриловыми красками, часто близкие абстракционизму (серия «Голландские поля»). Создаёт масштабные инсталляции, соединяющие видео-арт, медиа-искусство, живопись и кинематограф, преимущественно в соавторстве с нидерландским режиссёром и художником С. Боддеке: серия «Девять классических картин» (в том числе показанная на Венецианской биеннале в 2009 работа «Брак в Кане Галилейской» на основе полотна П. Веронезе), «Золотой век русского авангарда» (2014, Центральный выставочный зал «Манеж», Москва), «Счастливая смерть» о катастрофическом извержении Везувия в 79 г. (показана в 2019–2020 в Виртуальном археологическом музее в Геркулануме близ Неаполя) и многие другие.
Автор ряда оперных либретто, в том числе оперы «Письма к Вермееру» композитора Л. Андриссена (1997–1999).
Премия Каннского кинофестиваля «За художественный вклад» (1988). Командор ордена Британской империи (2007).