Гормли Энтони
Го́рмли Э́нтони, Энтони Марк Дэвид Гормли (Antony Mark David Gormley) (род. 30.8.1950, Лондон), британский скульптор, член Королевской академии художеств (2003).
Сын ирландца и немки. Вырос в районе Хампстед, получил строгое католическое воспитание в бенедиктинской школе-интернате. В 1968–1971 гг. учился в Тринити-колледже Кембриджского университета по специальности «археология, антропология и история искусства», затем в течение 3 лет путешествовал по Индии и Шри-Ланке. Под впечатлением от увиденных там бродяг, которые укрывались куском ткани, чтобы выделить себе индивидуальное пространство, создал серию гипсовых скульптур «Спальное место» (1974, не сохранились). Энтони Гормли. Скульптура из серии «Спальное место». 1974. Эти работы предвосхитили произведения Гормли 1980-х гг. на основе слепков его собственного тела. По возвращении в Лондон, стремясь освоить профессию скульптора, учился в Школе искусств Сент-Мартинс (1974–1975), Голдсмитс-колледже Лондонского университета (1975–1977) и Художественной школе Слейда (1977–1979).
В конце 1970-х – начале 1980-х гг., работая над скульптурными объектами и инсталляциями в таких материалах, как свинец, железо, дерево, камень, глина и др., Гормли увлёкся изучением взаимодействия человека и окружающей среды. Эта тема стала основной в творчестве скульптора. Ранний пример обращения к ней – инсталляция «Естественный отбор» (1981, Галерея Тейт, Лондон), состоявшая из 24 природных и искусственных «найденных объектов» в оболочке из свинца, соединённых в диалектические пары (например, груша и электрическая лампочка, яйцо и граната). По мысли Гормли, благодаря сокрытию того или иного предмета в свинцовом футляре его образ отделялся от физического, функционального состояния и превращался в некий «аналог» этого предмета, как бы создаваясь заново в сознании зрителя.
Переходу от работы с «найденными объектами» к фигуративным скульптурам предшествовало создание инсталляции «Постель» (хлеб, парафин; 1980–1981, Галерея Тейт): на алюминиевых листах были утрамбованы более 8,6 тыс. ломтиков хлеба для тостов Mother’s Pride, в которых Гормли буквально выел углубление по форме своего тела (в положении лёжа, со скрещёнными на груди руками).
Энтони Гормли. Постель. 1980–1981.
Галерея Тейт, Лондон.Работы «Естественный отбор» и «Постель» были представлены на первых персональных выставках Гормли в 1981 г. (галереи «Уайтчепел» и «Серпентайн», Лондон). В том же году Гормли принял участие в коллективной выставке «Объекты и скульптура» (Институт современного искусства, Лондон; галерея «Арнольфини», Бристоль) вместе с представителями течения «новая британская скульптура» (Б. Вудроу, Р. Дикон, А. Капур, Т. Крэгг и др.), которых в то время поддерживала лондонская галерея Lisson Gallery. Характерными чертами творчества «новых британских скульпторов» были переход от увлечения органическими формами и природным ландшафтом к проблематике городской культуры, концептуальное осмысление материала и объекта в категориях социального и исторического контекста.
В отличие от работ «новых британских скульпторов» и других современников (Дж. Сигал, Ш. Балькенхоль, Р. Гобер), произведения Гормли в большей степени сосредоточены на субъективном исследовании человеческого тела (которое понимается как личное пространство) в его отношении с окружающим пространством (открытым или замкнутым): ландшафтом, городской средой, интерьером, с другими людьми и т. д. Такой подход сильнее всего проявился в прославивших Гормли фигуративных композициях 1980-х гг. (отдельных фигурах и скульптурных группах).
Начиная с произведения «Три пути: форма, отверстие и проход» (свинец, гипс, 1981–1982, Галерея Тейт) и подобных ему, Гормли выработал при участии своей супруги Викен Парсонс (род. 1957, в браке с 1980) оригинальную технику создания скульптуры, ставшую наиболее узнаваемой в его творчестве. Энтони Гормли. Три пути: форма, отверстие и проход. 1981–1982.
Галерея Тейт, Лондон.Тело художника обёртывалось пищевой плёнкой, затем покрывалось слоями холста и гипса, после чего эта оболочка разрезалась и – уже пустая – склеивалась заново. Получившийся гипсовый слепок укреплялся слоями полиэфирной смолы и стеклопластика, облекался кровельным свинцом, который приваривался в местах соединения по горизонтали и вертикали, трансформируя органическую форму тела в геометризованную структуру. Получившиеся в результате объекты представляли собой обезличенные «фигуры-манекены» в разных позах: стоящие, сидящие, приседающие, лежащие, согбенные, с анатомическими искажениями и «деконструкциями», например, непропорциональным удлинением рук, заменой части тела геометрическими формами или её совмещением с какими-либо предметами [«Дом», свинец, терракота, гипс, стеклопластик, 1984, Музей современного искусства Фонда Людвига (mumok), Вена]. Так они воспринимались в качестве абстрактных телесных объектов и в то же время сохраняли связь с автором.
Энтони Гормли. Звук II. Крипта Уинчестерского собора. 1986. Размещённые в интерьере или на открытом воздухе поодиночке, парами или группами, скульптуры могли трактоваться по-разному в зависимости от пространственного контекста («Земля, море и воздух II», 1982, частное собрание; высеченный в скале рельеф «Падающий», 1983, Парк скульптуры и природный заповедник «Каменоломня Таут», о. Портленд, графство Дорсет; «Звук II», 1986, крипта собора г. Уинчестер). Они обращены во внутренний мир человека, связанного с самим автором через слепок его тела, и апеллируют к универсальным категориям телесного восприятия пространства, т. к. воспроизводят масштаб реальной фигуры.
В 1994 г. Гормли удостоен премии Тёрнера за серию инсталляций «Поле» (среди них: «Американское поле», 1991; «Европейское поле» и «Поле для Британских островов», оба – 1993), которые демонстрировались в рамках выставочных туров в музеях и галереях Европы, Северной и Южной Америки и Австралии. Эти инсталляции состояли из десятков тысяч терракотовых фигурок, которые занимали всё экспозиционное пространство и как будто вытесняли из музейных залов зрителей. Сами фигурки создавались под руководством Гормли волонтёрами из того или иного региона в соответствии с местонахождением «поля».
Энтони Гормли. Инсталляция «Азиатское поле».
Музей M+, Гонконг. 2021.В 1990-х гг. Гормли активно работал в сфере паблик-арта. Ритмы жизни морского побережья с приливами и сменой погоды исследовались в его масштабном проекте «Другое место»: в 1997 г. на участке пляжа протяжённостью более 3 км в г. Куксхафен (земля Нижняя Саксония, Германия), были установлены 100 чугунных фигур, обращённых лицом к морю (с 2005 демонстрируется на пляже Кросби близ Ливерпуля).
Энтони Гормли. Инсталляция «Другое место», Кросби (Великобритания). 2005. Фото сделано в 2019. Практически одновременно с «Другим местом» создавалось и самое крупное произведение Гормли – «Ангел Севера» (высота – 19,5 м; 1994–1998, сталь «кортен»; Гейтсхед, графство Тайн-энд-Уир). Схожего характера скульптура «Железо: Человек» (изменённое автором «народное» название «Железный человек» – «Iron Man»; высота – 6 м; 1993, сталь) была выполнена по заказу банка TSB и размещена на площади Виктории в Бирмингеме.
Энтони Гормли. Фигура № 6. Инсталляция «6 раз». Эдинбург. 2010.Эти колоссы и другие подобные работы (статуи «Горизонт событий», в том числе на крыше дома 1133 по улице Бродвей, 2010, Нью-Йорк; «6 раз», 2010, 2019, Эдинбург; «Essere» на крыше Лоджии деи-Ланци, 2019, Флоренция; «Взгляд», 2019, побережье о. Делос, Греция) превращают общественное пространство в соразмерное им подобие сцены, где декорациями и естественной средой для них выступает природный или архитектурный ландшафт.
С 2000-х гг. Гормли расширяет проблематику своего творчества темой взаимодействия отдельных частей целого на примере энергетических полей и векторов. Свой набор технических приёмов он обогатил использованием стальных прутьев и проволоки. Их них скульптор создаёт своеобразные коконы или облака, сквозь которые проглядывают призрачные силуэты фигур. Энтони Гормли. Поле владения. 2003. Работа представлена в Уинчестерском соборе в 2004.Этот метод нашёл применение и новое духовное наполнение в работах, которые скульптор разместил в исторических интерьерах английских соборов: «Поле владения» (2003, в 2004 выставлялась в соборе г. Уинчестер), «Вспышка II» (2008, в 2010 установлена в лестничной башне собора Святого Павла, Лондон). В аналогичной технике исполнен проект «Поле притяжения» (2003), демонстрировавшийся на первой масштабной выставке Гормли в России (2009, Центр современной культуры «Гараж», Москва).
Следующая большая выставка Гормли в России прошла в Эрмитаже в Санкт-Петербурге («Во весь рост», 2011–2012), где в залах античной скульптуры были представлены статуи, «собранные» в кубистической стилистике из объёмных ячеек наподобие пикселей. Энтони Гормли. Флигель отеля The Beaumont, Лондон. 2014.Подобные образы, отражающие зыбкость восприятия человека в современном цифровом обществе, получили распространение в творчестве Гормли 2010-х гг. (инсталляции «Nuit Blanche», 2012, Йенский дворец, Париж; «Стоять», 2019, стереобат Музея искусства в Филадельфии; флигель отеля The Beaumont в Лондоне в виде сидящей фигуры высотой в 3 этажа, 2014). Экспозиция в Эрмитаже также отразила тенденцию, характерную для позднего творчества Гормли: объединение на одной выставочной площадке современной скульптуры и шедевров прошлого на основании универсализма категорий пластического восприятия.
Гормли также работал в жанре хеппенинга. Один из наиболее оригинальных проектов такого рода – «Один и другой» на Трафальгарской площади в Лондоне (2009), где любой желающий мог занять место памятника на несоразмерно большом пустующем постаменте 19 в.
Офицер ордена Британской империи (1997). Возведён в рыцарское достоинство (2014).