Гормли Энтони
Го́рмли Э́нтони, Энтони Марк Дэвид Гормли (Antony Mark David Gormley) (род. 30.8.1950, Лондон), британский скульптор, член Королевской академии художеств (2003).
Сын ирландца и немки. Вырос в районе Хампстед, получил строгое католическое воспитание в бенедиктинской школе-интернате. В 1968–1971 гг. учился в Тринити-колледже Кембриджского университета по специальности «археология, антропология и история искусства», затем в течение 3 лет путешествовал по Индии и Шри-Ланке. Под впечатлением от увиденных там бродяг, которые укрывались куском ткани, чтобы выделить себе индивидуальное пространство, создал серию гипсовых скульптур «Спальное место» (1974, не сохранились). Эти работы предвосхитили произведения Гормли 1980-х гг. на основе слепков его собственного тела. По возвращении в Лондон, стремясь освоить профессию скульптора, учился в Школе искусств Сент-Мартинс (1974–1975), Голдсмитс-колледже Лондонского университета (1975–1977) и Художественной школе Слейда (1977–1979).
В конце 1970-х – начале 1980-х гг., работая над скульптурными объектами и инсталляциями в таких материалах, как свинец, железо, дерево, камень, глина и др., Гормли увлёкся изучением взаимодействия человека и окружающей среды. Эта тема стала основной в творчестве скульптора. Ранний пример обращения к ней – инсталляция «Естественный отбор» (1981, Галерея Тейт, Лондон), состоявшая из 24 природных и искусственных «найденных объектов» в оболочке из свинца, соединённых в диалектические пары (например, груша и электрическая лампочка, яйцо и граната). По мысли Гормли, благодаря сокрытию того или иного предмета в свинцовом футляре его образ отделялся от физического, функционального состояния и превращался в некий «аналог» этого предмета, как бы создаваясь заново в сознании зрителя.
Переходу от работы с «найденными объектами» к фигуративным скульптурам предшествовало создание инсталляции «Постель» (хлеб, парафин; 1980–1981, Галерея Тейт): на алюминиевых листах были утрамбованы более 8,6 тыс. ломтиков хлеба для тостов Mother’s Pride, в которых Гормли буквально выел углубление по форме своего тела (в положении лёжа, со скрещёнными на груди руками).
Работы «Естественный отбор» и «Постель» были представлены на первых персональных выставках Гормли в 1981 г. (галереи «Уайтчепел» и «Серпентайн», Лондон). В том же году Гормли принял участие в коллективной выставке «Объекты и скульптура» (Институт современного искусства, Лондон; галерея «Арнольфини», Бристоль) вместе с представителями течения «новая британская скульптура» (Б. Вудроу, Р. Дикон, А. Капур, Т. Крэгг и др.), которых в то время поддерживала лондонская галерея Lisson Gallery. Характерными чертами творчества «новых британских скульпторов» были переход от увлечения органическими формами и природным ландшафтом к проблематике городской культуры, концептуальное осмысление материала и объекта в категориях социального и исторического контекста.
В отличие от работ «новых британских скульпторов» и других современников (Дж. Сигал, Ш. Балькенхоль, Р. Гобер), произведения Гормли в большей степени сосредоточены на субъективном исследовании человеческого тела (которое понимается как личное пространство) в его отношении с окружающим пространством (открытым или замкнутым): ландшафтом, городской средой, интерьером, с другими людьми и т. д. Такой подход сильнее всего проявился в прославивших Гормли фигуративных композициях 1980-х гг. (отдельных фигурах и скульптурных группах).
Начиная с произведения «Три пути: форма, отверстие и проход» (свинец, гипс, 1981–1982, Галерея Тейт) и подобных ему, Гормли выработал при участии своей супруги Викен Парсонс (род. 1957, в браке с 1980) оригинальную технику создания скульптуры, ставшую наиболее узнаваемой в его творчестве. Тело художника обёртывалось пищевой плёнкой, затем покрывалось слоями холста и гипса, после чего эта оболочка разрезалась и – уже пустая – склеивалась заново. Получившийся гипсовый слепок укреплялся слоями полиэфирной смолы и стеклопластика, облекался кровельным свинцом, который приваривался в местах соединения по горизонтали и вертикали, трансформируя органическую форму тела в геометризованную структуру. Получившиеся в результате объекты представляли собой обезличенные «фигуры-манекены» в разных позах: стоящие, сидящие, приседающие, лежащие, согбенные, с анатомическими искажениями и «деконструкциями», например, непропорциональным удлинением рук, заменой части тела геометрическими формами или её совмещением с какими-либо предметами [«Дом», свинец, терракота, гипс, стеклопластик, 1984, Музей современного искусства Фонда Людвига (mumok), Вена]. Так они воспринимались в качестве абстрактных телесных объектов и в то же время сохраняли связь с автором. Размещённые в интерьере или на открытом воздухе поодиночке, парами или группами, скульптуры могли трактоваться по-разному в зависимости от пространственного контекста («Земля, море и воздух II», 1982, частное собрание; высеченный в скале рельеф «Падающий», 1983, Парк скульптуры и природный заповедник «Каменоломня Таут», о. Портленд, графство Дорсет; «Звук II», 1986, крипта собора г. Уинчестер). Они обращены во внутренний мир человека, связанного с самим автором через слепок его тела, и апеллируют к универсальным категориям телесного восприятия пространства, т. к. воспроизводят масштаб реальной фигуры.
В 1994 г. Гормли удостоен премии Тёрнера за серию инсталляций «Поле» (среди них: «Американское поле», 1991; «Европейское поле» и «Поле для Британских островов», оба – 1993), которые демонстрировались в рамках выставочных туров в музеях и галереях Европы, Северной и Южной Америки и Австралии. Эти инсталляции состояли из десятков тысяч терракотовых фигурок, которые занимали всё экспозиционное пространство и как будто вытесняли из музейных залов зрителей. Сами фигурки создавались под руководством Гормли волонтёрами из того или иного региона в соответствии с местонахождением «поля».
В 1990-х гг. Гормли активно работал в сфере паблик-арта. Ритмы жизни морского побережья с приливами и сменой погоды исследовались в его масштабном проекте «Другое место»: в 1997 г. на участке пляжа протяжённостью более 3 км в г. Куксхафен (земля Нижняя Саксония, Германия), были установлены 100 чугунных фигур, обращённых лицом к морю (с 2005 демонстрируется на пляже Кросби близ Ливерпуля).
Практически одновременно с «Другим местом» создавалось и самое крупное произведение Гормли – «Ангел Севера» (высота – 19,5 м; 1994–1998, сталь «кортен»; Гейтсхед, графство Тайн-энд-Уир). Схожего характера скульптура «Железо: Человек» (изменённое автором «народное» название «Железный человек» – «Iron Man»; высота – 6 м; 1993, сталь) была выполнена по заказу банка TSB и размещена на площади Виктории в Бирмингеме. Эти колоссы и другие подобные работы (статуи «Горизонт событий», в том числе на крыше дома 1133 по улице Бродвей, 2010, Нью-Йорк; «6 раз», 2010, 2019, Эдинбург; «Essere» на крыше Лоджии деи-Ланци, 2019, Флоренция; «Взгляд», 2019, побережье о. Делос, Греция) превращают общественное пространство в соразмерное им подобие сцены, где декорациями и естественной средой для них выступает природный или архитектурный ландшафт.
С 2000-х гг. Гормли расширяет проблематику своего творчества темой взаимодействия отдельных частей целого на примере энергетических полей и векторов. Свой набор технических приёмов он обогатил использованием стальных прутьев и проволоки. Их них скульптор создаёт своеобразные коконы или облака, сквозь которые проглядывают призрачные силуэты фигур. Этот метод нашёл применение и новое духовное наполнение в работах, которые скульптор разместил в исторических интерьерах английских соборов: «Поле владения» (2003, в 2004 выставлялась в соборе г. Уинчестер), «Вспышка II» (2008, в 2010 установлена в лестничной башне собора Святого Павла, Лондон). В аналогичной технике исполнен проект «Поле притяжения» (2003), демонстрировавшийся на первой масштабной выставке Гормли в России (2009, Центр современной культуры «Гараж», Москва).
Следующая большая выставка Гормли в России прошла в Эрмитаже в Санкт-Петербурге («Во весь рост», 2011–2012), где в залах античной скульптуры были представлены статуи, «собранные» в кубистической стилистике из объёмных ячеек наподобие пикселей. Подобные образы, отражающие зыбкость восприятия человека в современном цифровом обществе, получили распространение в творчестве Гормли 2010-х гг. (инсталляции «Nuit Blanche», 2012, Йенский дворец, Париж; «Стоять», 2019, стереобат Музея искусства в Филадельфии; флигель отеля The Beaumont в Лондоне в виде сидящей фигуры высотой в 3 этажа, 2014). Экспозиция в Эрмитаже также отразила тенденцию, характерную для позднего творчества Гормли: объединение на одной выставочной площадке современной скульптуры и шедевров прошлого на основании универсализма категорий пластического восприятия.
Гормли также работал в жанре хеппенинга. Один из наиболее оригинальных проектов такого рода – «Один и другой» на Трафальгарской площади в Лондоне (2009), где любой желающий мог занять место памятника на несоразмерно большом пустующем постаменте 19 в.
Офицер ордена Британской империи (1997). Возведён в рыцарское достоинство (2014).