Крэгг Тони
Крэгг То́ни (Tony Cragg; Энтони Дуглас Крэгг, Anthony Douglas Cragg) (род. 9.4.1949, Ливерпуль), британский и немецкий скульптор и художник, член Королевской академии художеств в Лондоне (1994), Академии искусств в Берлине (2001).
Родился в семье авиаконструктора, участвовавшего в создании сверхзвукового пассажирского самолёта Concorde. В 1966–1968 гг. Крэгг работал лаборантом-биохимиком в Национальной исследовательской ассоциации производителей каучука в Уэлин-Гарден-Сити близ Лондона. Там же начал рисовать (по собственному признанию, от длительного бездействия), как бы визуализируя наблюдаемые им биохимические процессы (Крэгг Т. Из заметок к лекции в Калифорнийском университете // Тони Крэгг. Тяжесть и нежность. Москва, 2005. С. 22).
Решив заняться искусством, поступил в Глостерширский художественный колледж в Челтнеме (1969–1970). В Уимблдонской школе искусств в Лондоне (1970–1973) учился у скульптора-концептуалиста Р. Эклинга, который представил начинающего художника своему другу и коллеге Р. Лонгу, одному из пионеров лэнд-арта. Продолжил обучение в Королевском колледже искусств в Лондоне (1973–1977), где сосредоточился на скульптуре, следуя установкам минимализма и лэнд-арта; работал также с «найденными объектами».
Ранние произведения Крэгга, выполненные под влиянием концептуального искусства и итальянского направления арте повера, представляли собой фотофиксацию ландшафта и инсталляции, среди которых выделяется фотографическая серия с изображением карьеров «Цементные заводы» (1978), а также композиция из «найденных объектов» «Нагромождение» (1975, Галерея Тейт, Лондон).
В 1976 г. приглашён во Францию для преподавания в Школе изящных искусств в Меце. В 1977 г. переехал в Вупперталь. В 1978–2001 гг. преподавал в Академии художеств в Дюссельдорфе (с 1988 профессор). Первая персональная выставка прошла в Lisson Gallery в Лондоне (1979).
Работая в Германии, Крэгг продолжал считаться представителем английского искусства и начиная с 1980-х гг. одним из ведущих мастеров «новой британской скульптуры» – поколения художников, в русле постмодернизма синтезировавших в своём творчестве минимализм и концептуализм с относительно традиционным подходом к материалу, технике и образу (С. Кокс, Б. Флэнаган, Э. Гормли, Р. Дикон, Ширазе Хошиари, А. Капур, Э. Уайлдинг, Б. Вудроу). В то же время Крэгг оригинально использовал и свой «экстерриториальный» статус стороннего наблюдателя, как, например, в рельефе-инсталляции из кусочков пластика, резины и обломков дерева «Британия, увиденная с севера» (1981, Галерея Тейт, Лондон). В целом, его творчество рубежа 1970–1980-х гг. (масштабные цветные «рельефы» из «найденных объектов», как бы мусорных материалов) в значительно большей степени было обусловлено его интересом к таким международным тенденциям в живописи, как неоэкспрессионизм и «новый образ» (new image), чем к проблематике британской скульптуры. В отношении «мусорных» материалов Крэгг занимал позицию, близкую к представителям лэнд-арта Р. Смитсону и Р. Лонгу, а также некоторым художникам-неоконцептуалистам, например М. Диону. В предметных композициях из фрагментов бытовых отходов он апеллировал к археологической сути урбанистического пространства. Его инсталляции, в которых Крэгг как бы сортирует кусочки «найденных объектов», по технике напоминают мозаику подобно тому, как объекты лэнд-арта отсылают к первичным формам архитектуры. Их расположение на стене или полу, стремление к плоскостности, яркость и красочность колорита сродни экспериментам в живописи 1980-х гг. (работы А. Кифера, Дж. Шнабеля) и отвечают идее расширения живописного метода в сторону инсталляции.
В середине 1980-х гг. Крэгг обратился к круглой скульптуре из более традиционных материалов – металла, камня, дерева и гипса («Минеральная жила», «Рэли»; обе – 1986, Галерея Тейт, Лондон). Так, со 2-й половины 1980-х гг. он создаёт сварные и литые металлические скульптуры («Сапфир Эрстеда», 1987, Музей современного искусства, Нью-Йорк; «Бодицея», 1989, Кунстхалле, Гамбург). С 1990-х гг. занимается темой «ранних форм» (early forms) и «разумных существ» (rational beings), исследуя взаимодействие органических и неорганических форм.
С 1990-х гг. активно работает со стеклом. Обращение Крэгга к этому материалу, с одной стороны, продолжает его опыты с формами сосудов, в которых обыгрывается тема органического и неорганического: сосуд как ёмкость и сосуд как часть организма. В то же время некоторые его композиции из стекла («Cumulus», 1998) напоминают более ранние инсталляции в форме «полок» и «стеллажей» («Нагромождение», 1975, обе – Галерея Тейт, Лондон); в них стекло становится материалом для увековечивания простых вещей. В 2015 г. в рамках параллельной программы Венецианской биеннале Крэгг участвовал в совместном проекте итальянского Фонда Беренго и Эрмитажа – выставке «Glasstress Gotika», включавшей в себя работы современных художников и произведения средневекового художественного стекла из собрания музея. В 2021 г. итоговая экспозиция этого проекта «Glasstress. Окно в будущее» прошла в здании Главного штаба (часть комплекса Эрмитажа) в Санкт-Петербурге.
Крэгг создал значительное количество монументальных полуабстрактных скульптур, предназначенных для размещения в городском и природном ландшафте, став таким образом видным автором паблик-арта. В основном эти произведения демонстрируются в формате временной экспозиции, приглашая к дискуссии на тему возможности присутствия современного искусства в публичном пространстве (например, «Кальдера» и «Точки зрения» на выставке «Тони Крэгг: редкие категории объектов», Йоркширский парк скульптур, Уэйкфилд, графство Западный Йоркшир, 2017; скверы на Парк-авеню, Нью-Йорк, 2018; сады Боболи, Флоренция, 2019).
В 2008 г. по инициативе учреждённого художником Фонда Крэгга в окрестностях Вупперталя, неподалёку от его мастерской, на территории заброшенной виллы Вальдфриден, был открыт Парк скульптур, где вместе с его произведениями представлены работы широкого круга авторов – от Г. Мура и Х. Миро до Т. Шютте и Э. Вурма. В парке устраиваются выставки, просветительские мероприятия и концерты. Фонд также занимается исследованиями и публикациями в области современного искусства.
В 2001–2006 гг. Крэгг преподавал на кафедре скульптуры в Берлинском университете искусств. В 2006–2014 гг. вернулся в Дюссельдорфскую академию, где в 2009–2013 гг. занимал должность ректора. Профессор Национальной высшей школы изобразительных искусств в Париже (1999–2009), почётный доктор Королевского колледжа искусств (2009) и Университета искусств (2012) в Лондоне.
Участвовал в Венецианской биеннале (1980, 1986, 1988, 1993, 1997, 2009, 2015), причём в 1988 г. экспонировался в национальном павильоне Великобритании и был удостоен особого упоминания жюри биеннале. Среди многочисленных выставок в крупнейших музеях мира – экспозиции в Центральном доме художника в Москве (2005), Эрмитаже в Санкт-Петербурге (2016).
Среди наград: премия Тёрнера (1988), орден Искусств и литературы (1992), орден Британской империи (2002, командор), Praemium Imperiale (2007), орден «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия» 1-й степени (2012). Возведён в рыцарское достоинство (2016).