Гида (княгиня черниговская и переяславская)
Ги́да (др.-англ. Gyða; Гита, Гюта, Гита Гарольдовна, Гида Гарольдовна, Гита Уэссекская) (ум. 1098 или 1126), княгиня черниговская и переяславская. Дочь последнего англосаксонского короля Англии Гарольда II Годвинсона. 1-я жена Владимира Всеволодовича Мономаха. Мать Мстислава Владимировича, Ярополка Владимировича, Вячеслава Владимировича.
Происхождение
В источниках упоминаются шестеро сыновей и две дочери Гарольда II, большинство (включая Гиду) – от его 1-го союза с Эдит (Эадгифу) Лебяжьей Шеей (др.-англ. Swanneshals), с которой Гарольд не был обвенчан и которая, вероятно, происходила из одного из знатных семейств Восточной Англии. Названа в честь бабушки по отцу Гиды (ум. 1068), жены эрла Годвине (ум. 1053).
Судьба после гибели отца
После гибели Гарольда II в битве при Гастингсе (14.10.1066) и захвата Англии Вильгельмом I Завоевателем сыновья Гарольда, Годвине, Эдмунд и Магнус, предпринимали попытки вернуть себе власть. В 1068 г., во время восстания против Вильгельма I, Гида, вероятно, находилась в Эксетере, главном оплоте восставших. Оттуда вместе с бабушкой и братьями она бежала на о. Флат-Холм в Бристольском заливе, а позднее – во Фландрию, в монастырь Сент-Омер, где члены семьи Гарольда II пользовались покровительством графа Балдуина VI (1067–1070). После смерти последнего Гида вместе с братьями Годвине и Эдмундом перебралась в Данию, ко двору их двоюродного дяди Свена II Эстридсена (правил в 1047–1076). О судьбе братьев Гиды после смерти Свена II ничего не известно.
Семья
Датский хронист Саксон Грамматик сообщает, что Свен II Эстридсен выдал Гиду «замуж за короля Руси Вальдемара», который, несомненно, тождествен Владимиру Мономаху. О браке Гиды и Владимира упоминает также ряд скандинавских саг. Вероятно, свадьба состоялась между 1072 и 1074 гг. Согласно гипотезе А. В. Назаренко, этот брак стал элементом союза Святослава Ярославича и Всеволода Ярославича (отца Владимира Мономаха), Дании и Германии против Изяслава Ярославича и Польши.
В этом браке родились: Мстислав (Харальд; назван, по всей видимости, в честь деда по материнской линии), Изяслав (ум. 1096), Святослав (ум. 1114), Ярополк, Вячеслав, а также, вероятно, Мария (Марица), выданная Владимиром Мономахом замуж за Льва Псевдо-Диогена, называвшего себя сыном византийского императора Романа IV Диогена.
Гида и монастырь Святого Пантелеимона в Кёльне
В «Слове о святом мученике Пантелеимоне» Руперта из Дойца (1120-е гг.) описывается такое чудо: король Руси Арольд (т. е. Мстислав Владимирович) был смертельно ранен медведем и его мать Гида (имя присутствует в одном из двух списков сочинения) в отчаянии ждала неминуемой смерти сына. Однако тому во сне явился святой Пантелеимон, сказавший, что его дом находится в Кёльне, и обещавший исцелить его. Когда сын очнулся и пересказал матери видение, та узнала в юноше святого Пантелеимона и обещала совершить давно задуманное ею паломничество в Иерусалим.
В «Слове» также упоминается, что Гида уже была «сестрою» в монастыре Святого Пантелеимона в Кёльне, т. е. как минимум являлась крупным вкладчиком этой обители, что подтверждается записью в синодике монастыря под 10 марта («королева Гида»). Вероятно, особые отношения Гиды с кёльнским монастырём Святого Пантелеимона сложились ещё в период её пребывания во Фландрии (входившей в Кёльнское архиепископство) и продолжались до конца её жизни. Рассказ о чуде, как показал А. В. Назаренко, согласуется с тем фактом, что один из старших сыновей Мстислава, Изяслав, в крещении был назван Пантелеимоном, что уникально для русского княжеского именослова. Из рассказа о чуде также следует, что в определённый период жизни Гида жила не при муже, а при старшем сыне.
Вопрос о дате смерти и монашестве Гиды
Древнерусские источники не упоминают Гиду по имени. Летописи дважды сообщают о смерти жён Владимира Всеволодовича (7.5.1107; 11.6. или 11.7.1126). Кроме того, в «Поучении» Владимира Мономаха есть известие: «и Гюргева мати умре», что хронологически соответствует летописному известию 1107 г. Поскольку умершая названа матерью Юрия Владимировича Долгорукого, но не старших его детей, в 1107 г. умерла не Гида. При этом в конце 1096 г. Гида, по мнению части исследователей, ещё была жива, поскольку в письме Олегу Святославичу Владимир Мономах писал в связи с гибелью их с Гидой сына Изяслава: «отцю и матери слезы» (В. А. Кучкин, впрочем, считает эти слова литературным «общим местом»).
Относительно судьбы Гиды существуют 2 основных гипотезы. Согласно первой из них, обоснованной А. В. Назаренко, она умерла во 2-й половине 1090-х гг. По мнению исследователя, описанный в «Слове о святом мученике Пантелеимоне» эпизод имел место в 1097 г., во время новгородского княжения Мстислава Владимировича, после рождения у него первенца Всеволода Мстиславича, но до рождения Изяслава, как раз и названного в крещении Пантелеимоном. А поскольку Юрий, старший сын Владимира Мономаха от 2-й жены, в 1108 г. уже женился сам, приходится предполагать, что сразу после эпизода с медведем Гида отправилась в паломничество в Иерусалим, во время которого скончалась, а Владимир Мономах, выдержав минимальный траур, вступил во 2-й брак. Согласно А. В. Назаренко, наиболее вероятная дата смерти Гиды – 10 марта 1098 г. (день смерти указан в синодике кёльнского монастыря). В 1099 г. Владимир Мономах вступил во второй брак, а после 1107 г. – в третий.
Ряд исследователей полагают, что эпизод с исцелением Мстислава мог произойти до его женитьбы и рождения у него первенца. В этом случае Гида могла умереть несколько раньше (например, В. А. Кучкин считает, что её не было в живых в 1096, а Е. В. Пчелов предполагает, что она умерла 10.3.1097).
Альтернативная гипотеза состоит в том, что Гида в 1090-х гг. не умерла, а постриглась в монахини. Такую возможность допускает А. Ю. Карпов на том основании, что Юрий Владимирович в январе 1108 г. уже женился, а значит должен был родиться существенно раньше 1099 г. (В. А. Кучкин, впрочем, считает, что брак был политическим и мог быть заключён между детьми).
Развёрнуто к обоснованию этой гипотезы подходит А. А. Горский. По мнению исследователя, Гида постриглась в монахини не позднее 1095 г. и именно о её смерти (а не о смерти некой 3-й жены Владимира Мономаха) летописи сообщают под 1126 г. Наряду с датой 1-го брака Юрия Долгорукого учёный приводит дополнительные аргументы в пользу своей гипотезы. Во-первых, трудно представить, чтобы Церковь одобрила 3-й брак князя, у которого на момент смерти 2-й жены (1107) было семеро здравствующих сыновей. Во-вторых, даты браков других детей Владимира Мономаха от 2-й супруги, а не только Юрия, тоже говорят в пользу более ранней даты его 2-й женитьбы. В-третьих, если бы Гида умерла в 1090-х гг., это бы, скорее всего, нашло отражение в «Повести временных лет» или «Поучении» Владимира Мономаха. В-четвёртых, кажется маловероятным паломничество Гиды в Иерусалим в статусе замужней дамы, но без мужа. Слабым местом этой гипотезы является несоответствие даты смерти княгини в кёльнском синодике и в летописи: 10 марта и 11 июня/июля соответственно. Приходится предполагать ошибку в одном из источников, о механизме которой можно только гадать.
Гида как культурный посредник между Западной Европой и Русью?
М. П. Алексеевым была выдвинута гипотеза о влиянии англо-саксонской поэмы «Отцовские предписания» («Ðus frod fæder freobearn lærde...», известна в составе Эксетерской книги 10 в.) на «Поучение» Владимира Мономаха. Учёный указал на сходство объёма, основных мотивов и отчасти порядка изложения в двух произведениях. Это сходство во многом объясняется влиянием «Притч Соломоновых», однако Алексеев всё же считал вероятным, что англосаксонская поэма могла оказать прямое влияние на творчество Мономаха – через посредство устного пересказа Гидой. Гипотеза Алексеева встретила как сочувственные, так и скептические отклики. Не отрицая возможности влияния Гиды, важно отметить, что «Поучение» было написано уже во время 2-го брака Владимира Мономаха.
Другая гипотеза (М. Ф. Мурьянов, И. Х. Гарипзанов, Г. Пац) объясняет влиянием Гиды внимание её старшего сына Мстислава к культу святого Николая Мирликийского, прежде мало популярного на Руси.