Гессен Борис Михайлович
Ге́ссен Бори́с Миха́йлович [16(28).8.1893, Елисаветград Херсонской губернии, Российская империя, ныне Кропивницкий, Украина – 20.12.1936, Москва], советский философ-марксист. Представитель деборинской школы.
Родился в семье банковского служащего. В 1913–1914 гг. учился на математическом отделении Эдинбургского университета. В 1914–1917 гг. студент Петроградского политехникума. В 1917–1918 гг. секретарь Елисаветградской организации РСДРП (интернационалистов) и секретарь Елисаветградского совета рабочих депутатов. Во время Гражданской войны скрывался от преследований гетмановцев и немецких оккупантов (1918–1919); принимал участие в боях с григорьевцами. С 1919 г. член РКП(б) и заместитель заведующего Елисаветградским отделом народного образования. В 1919–1922 гг. инструктор политпросветотдела Политуправления Реввоенсовета РСФСР. В 1922–1924 гг. заведующий лекторским курсом Коммунистического университета имени Я. М. Свердлова. В 1928 г. окончил отделение теоретического естествознания Института красной профессуры (ИКП), в 1928–1930 гг. заместитель заведующего отделением там же. В 1927–1928 гг. член бюро философской секции, в 1928–1931 гг. член коллегии и заведующий секцией диалектики естествознания Института философии Коммунистической академии. В 1928 г. стажировался в Берлинском университете у Р. фон Мизеса и прослушал курсы по физике, организованные А. Эйнштейном и М. Планком. Старший ассистент (1928), доцент (1928), профессор (с 1929) кафедры истории и философии естествознания 1-го Московского государственного университета (с 1930 МГУ). В 1930–1936 гг. профессор философии ИКП. В 1930–1936 гг. ответственный редактор журнала «Успехи физических наук». В 1930–1936 гг. директор НИИ физики МГУ. В 1931 г. после принятия постановления ЦК ВКП(б) о журнале «Под знаменем марксизма» был уволен из Института философии и исключён из Общества воинствующих материалистов-диалектиков вместе со сторонниками А. М. Деборина. Подвергнут проработке в печати.
В 1931 г. выступил как приглашённый докладчик на 2-м Международном конгрессе по истории науки и техники в Лондоне. В 1931–1933 гг. заведующий физическим отделением МГУ. В 1933–1934 гг. декан физического факультета МГУ. В 1934–1936 гг. заместитель директора Физического института АН СССР. Доктор физических наук (1935), член-корреспондент АН СССР (1933). В 1936 г. необоснованно репрессирован. Расстрелян 20 декабря 1936 г.; похоронен в общей могиле на Донском кладбище Москвы. В 1956 г. посмертно реабилитирован; в 1957 г. посмертно восстановлен в звании члена-корреспондента АН СССР.
Философские взгляды
В советской философии Гессен принадлежал к школе диалектиков. Подверг критике отрицание механистами качественной специфичности высших форм движения материи и абсолютизацию ими динамических закономерностей. Защищал новейшие направления в физике от идеологических нападок. Сформулировал принцип: научная теория не может нести ответственность за её философские истолкования. Естествоиспытатели не всегда могут надлежащим образом интерпретировать результаты своих исследований. Нельзя отбрасывать ни одной физической теории на том основании, что из неё делаются идеалистические выводы. Важнее понять, какие нерешённые теоретические проблемы привели к ним учёного. Основную задачу видел в позитивной разработке философских проблем, которые встают в ходе развития новейшей физики.
Рассматривал диалектический материализм как неклассическую философскую теорию, которая соответствует эпохе квантовой механики и теории относительности – подобно тому, как механистический материализм соответствовал ньютоновской физике. И. Ньютон гипостазировал пространство и время, отделяя их от материальных объектов, и рассматривал эти формы независимо друг от друга. Теория относительности заменяет ньютоновские метафизические понятия абсолютных пространства и времени конкретным относительным понятием пространства-времени, реализующимся в материи. Положения диалектического материализма о единстве пространства и времени и их статусе как атрибутов материи в теории относительности выражаются как пространственно-временной континуум. Пространство и время обретают объективную реальность только в движущейся материи. Поэтому в теории относительности говорится не о сокращении пространства, а о сокращении тел и не о замедлении времени, а о замедлении процессов. В классической теории имеет место искривление траектории тела под воздействием внешних сил. В теории относительности тела формируют пространство. Поле тяготения есть общая структура пространства, являющаяся результатом распределения масс. Сила тяготения интерпретируется как кривизна пространственно-временного континуума, обусловленная наличием в нём массы (материального объекта). Квантовое понимание соотношения материи и движения и квантово-волновой дуализм отвечают положению диалектического материализма о движении как способе существования материи.
Возникновение квантовой механики Гессен рассматривал как проникновение идеи развития в учение о строении материи. Философски обосновал диалектику статистических и динамических закономерностей. Показал, что понимание случайности в смысле недостаточности наших знаний приводит к субъективизму и, только признав объективный характер случайности, можно понять природу статистической закономерности. Предпринял одну из первых попыток распространить представления о динамических и статистических закономерностях на квантовые объекты. В мире прерывных процессов начальное состояние определяет конечное состояние с вероятностью. Степень вероятности регулируется статистической закономерностью. Статистическая закономерность имеет дело со средними свойствами множеств, носит объективный характер, но относится ко всем случаям как целому. Неаддитивные свойства не заключены виртуально в индивидах, составляющих совокупность, а присущи объективной структуре совокупности. Например, законы движения газа как целого не сводимы к совокупности закономерностей движения всех составляющих этот газ молекул, а закономерность распределения молекул внутри совокупности не заключена в механическом законе движения каждой молекулы. Существуют, конечно же, закономерности, определяющие поведение конкретного элемента, но они не влияют на поведение совокупности в целом. Поведение совокупности закономерно, потому что поведение каждого элемента совокупности случайно по отношению к процессу, взятому в целом. Диалектика здесь состоит в том, что качественно специфичные закономерности статистических процессов вырастают на исходной механической основе. Специфические закономерности поведения совокупности вытекают из механических движений частиц, но качественно отличны и к ним не сводимы. Не следует впадать и в другую крайность: видеть в недостаточности динамической закономерности крах детерминизма и отдавать однозначное предпочтение статистической закономерности, которая якобы имеет в своей основе беспричинные, абсолютно недетерминированные явления. Специфика изучаемых процессов определяет применение той разновидности детерминизма, которая необходима для их адекватного понимания. В эпистемологии и истории науки Гессен изучал основные этапы развития естествознания и смену методологических направлений в связи с изменением экономических форм и прогрессом техники.
В докладе о социальных корнях механики Ньютона, представленном на конгрессе в Лондоне, отказался от признания произвольности появления гения науки и случайности совершённого открытия или изобретения. Гений тот, кто формулирует и решает задачи своей эпохи, поставленные на очередь глобальным развитием производительных сил. Вульгарно-социологическую методологию, распространённую в его время, заменил идеей многоступенчатости опосредствующих звеньев между экономической основой, потребностями производства, развитием науки и эволюцией исторических типов мышления. Показал прямую зависимость между потребностями промышленной практики и открытиями в механике, направленностью интересов физиков в предшествующую Ньютону и в современную ему эпоху. Сопоставление технических и физических проблем, которые были в центре внимания учёных, свидетельствовало о решающем влиянии экономических потребностей поднимающейся буржуазии. Поскольку официальная университетская наука не могла и не хотела решать новые задачи, стала меняться структура науки. Решающее влияние перешло к академиям и научным обществам.
Гессен показал связь между развитием науки и религиозной формой, в которой во время Английской революции 17 в. происходило осознание обществом новых потребностей эпохи. Мистицизм доходит до пределов, порождая деизм и материализм. Основой для мировоззренческого компромисса мистицизма и материализма становится механистическое понимание природы. Гессен считал поэтому, что теологические взгляды Ньютона не были простым дополнением к его системе. Механистический детерминизм «Начал» Ньютона служил обоснованием его социнианской теологии. Взаимная дополнительность существовала между научными и алхимическими занятиями Ньютона, поскольку алхимия тогда выражала связь с производственными потребностями. Гессен показал, что историческая последовательность изучения различных форм движения материи (механической, тепловой, электрической) обусловлена развитием производственных потребностей капиталистической промышленности. Категория энергии выдвигается в качестве одной из основных категорий физики, когда вместо изучения видоизменений одной механической формы движения начинают изучать превращения различных форм движения и энергии. Поскольку проблема энергии в её многообразии не могла быть поставлена в рамках эпохи Ньютона, он и не мог её решать. В посленьютоновской физике решение проблемы перехода одной формы движения в другую в законе сохранения энергии соответствует стадии промышленного капитализма. Проблема повышения кпд паровых машин приводит к развитию термодинамики, а затем электротехники.
В мировой науке Гессен признан основоположником социальной истории науки и экстерналистского направления в социальной эпистемологии. Идеи Гессена развивали Р. Мертон, Дж. Бернал, Дж. Нидем. Работа о Ньютоне переведена и издана в Австралии, Великобритании, Испании, США, на Кубе.