Гавампати
Гава́мпати (пали Gavaṃpati, санскр. गवांपति, буквально – повелитель коров), ученик Будды Шакьямуни, один из первых десяти мирян, посвящённых в сангху самим Буддой и достигших состояния архата – существа, полностью освободившегося от сансары. Культ Гавампати получил большое распространение в странах Юго-Восточной Азии ареала буддизма тхеравады (Мьянма, Лаос, Камбоджа, Таиланд).
Гавампати в канонических текстах
Гавампати совместно со своим другом Яшой и тремя другими купцами из Варанаси стали первыми членами буддийской монашеской общины (сангхи). Согласно песням буддийских монахов (Тхерагатха), Гавампати обладал большой мудростью и огромной силой. Более подробно биография монаха и история его перерождения изложены в комментарии к Тхерагатхе, где указано, что в течение нескольких жизней он накапливал благие заслуги, что позволило ему переродиться в качестве божества в мире богов (дэвалока). Во времена Будды Гавампати переродился в мире людей и присоединился к монашеской общине. Примечателен эпизод о спасении им группы монахов от наводнения: благодаря своим сверхъестественным способностям Гавампати приподнял воды реки вверх, заставив их парить в воздухе. Похожая информация приводится и в канонических текстах двух школ раннего буддизма – Махишака и Дхармагуптака, где Гавампати сумел раздвинуть воды Ганга для прохода Будды и его учеников в г. Кушинагар.
В санскритском тексте Махакармавибханга говорится, что Гавампати в течение своей жизни посещал страну Суварнабхуми к востоку от Индии и принёс туда учение Будды. Таким образом, связь Гавампати со странами Юго-Восточной Азии прописана ещё в канонических текстах.
Культ Гавампати в письменных источниках стран Юго-Восточной Азии
Гавампати упоминается во многих хроникальных и литературных текстах тхеравадинских стран Юго-Восточной Азии. В них монах встречается под именами Каччаяна (пали Kaccayana), Махакачхаи (пали Mahakachai) и т. д. В исторической традиции бирманцев и монов Гавампати фигурирует как монах, принёсший традицию тхеравады в Нижнюю Бирму (в районе нижнего течения реки Иравади). По мнению бирманского историка Пе Маун Тина, в летописной традиции бирманцев Гавампати имел символическую и охранительную функции. Так, например, в «Хронике Стеклянного дворца» Гавампати фигурирует в числе основателей Шрикшетры – одного из городских центров культуры Пью. В хронике «Сасанавамса» Гавампати описывается как основатель и защитник г. Тэтхоун (Татхоун, пали Sudhammapura). По мнению одного из ведущих специалистов в области истории и культуры монов Г. Л. Шорто, в монских хрониках Гавампати также фигурирует как основатель и защитник Тэтхоуна, а также Пагана и Пегу.
К ключевым источникам о культе Гавампати в исторической традиции Таиланда и Лаоса можно отнести Саваку-ниббану (пали Savaka-nibbana) – коллекцию текстов, записанных на пали, тайском и лаосском языках, содержащую биографии около 80 учеников Будды. К этим сочинениям стоит отнести Гавампати-сутру (пали Gavampati-sutta) и Каччаяну-ниббану (пали Kaccayana-nibbana), которые рассказывают историю о монахе Брахмапуте, жившем в стране Хемабхуми в некоем монастыре. Он был одним из лучших учеников Будды, а также известен своими благими деяниями. Во избежание сходства с самим Буддой, монах решает изменить собственное тело и превратиться в маленького толстого человека, известного как Гавампати. В отличие от бирманской и монской традиций, в литературе Таиланда и Лаоса культ Гавампати лишён столь яркого символизма.
Материальные источники о Гавампати: эпиграфика
К свидетельствам существования культа Гавампати можно отнести эпиграфические памятники (в первую очередь надписи) и иконографические скульптурные изображения. Среди известных эпиграфических памятников можно выделить надписи бирманского государя Чанзитты (1084–1112/1113) на монском языке. В надписи, обнаруженной в Пагане, говорится об установлении статуи Гавампати наравне с изготовлением золотого изображения Будды и рукописей текстов Винаи.
Гавампати фигурирует и в памятниках эпиграфики на бирманском языке. В этих источниках имя монаха записывалось как полностью – Gavampati (бирм. ဂဝံပတိ), так и в его сокращённом варианте – Gavam (бирм. ဂဝံ). Так, в надписи из археологического музея Пагана (№ 57), датируемой концом 12 в., указывается об изготовлении и дарении двух скульптурных изображений Гавампати наравне с другими учениками Будды – Шарипутрой и Маудгальяяной. Как отмечает Г. Л. Шорто, в памятниках эпиграфики встречается и упоминание храма Гавампати. Частично эта информация подтверждается данными из надписи г. Мьинджан, ныне находящейся в Мандалайском дворце (№ 502). Согласно тексту источника, медитационной пещере Гавампати совершается дарение. В этом же источнике содержится упоминание о совершении дарения неким Гавамом в пользу неизвестной пещеры. Можно предположить, что этот анонимный даритель являлся монахом.
Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос описания изображений Гавампати в надписях, изготовленных в более поздние времена. Согласно тексту надписи из Мандалайского дворца (№ 10), в 1059 г. бирманский государь Аноратха заказал изготовление деревянного изображения Гавампати. По особенностям палеографии, некоторым композиционным особенностям текста, а также отличающемуся по грамматике написанию слова «Гавам», этот источник стоит датировать более поздним временем. Наличие таких надписей свидетельствует о культурной практике атрибуции каких-либо деяний известным правителям древности, однако вряд ли информацию из таких текстов стоит считать исторически достоверной.
Иконография
В визуальной традиции стран Юго-Восточной Азии образ Гавампати однотипен: как правило, он изображался толстым невысоким монахом с крупными чертами лица в скромной монашеской рясе или без неё.
Антропоморфные изображения Гавампати были обнаружены в ходе многочисленных раскопок в странах Юго-Восточной Азии (Мьянмы, Таиланда, Лаоса и Камбоджи) начиная с первых годов 20 в. Впервые изображение Гавампати на территории Мьянмы было обнаружено археологом Ш. Дюруазелем в 1913 г. в ходе раскопок в древнем г. Паган. Впоследствии в результате активных раскопок и изучения древних находок, инициированных известным бирманистом Г. Люсом и его учениками, были обнаружены и идентифицированы десятки новых изображений Гавампати. Именно Г. Люс впервые атрибутировал найденные им изображения культу Гавампати, а также окрестил Гавампати «толстым монахом» из-за однотипности внешнего облика статуэток. По его мнению, одним из самых ранних изображений Гавампати, найденных на территории Мьянмы, является небольшая статуэтка, датируемая 7 в., обнаруженная вместе с изображением Будды на территории монского городища Ботатхаун к востоку от современного г. Янгон.
На территории Таиланда первое изображения Гавампати было обнаружено в 1940 г. в ходе раскопок ступы Чула Пратхон французским археологом П. Дюпоном. Специалист датировал найденное небольшое изображение периодом 7–10 вв. и отнёс его к культуре Дваравати.
Одно из самых известных небольших изображений Гавампати хранится в археологическом музее древнего г. Паган, в Мьянме. Статуэтка выполнена из песчаника и достигает 50 см в высоту. Монах изображен сидящим в ваджрасане (поджав ноги под себя) в состоянии самадхи. На теле отсутствует монашеская ряса, уши украшены серьгами, свисающими до плеч. Можно предположить, что небольшие изображения Гавампати принадлежали мирянам и представляли некий сакральный предмет (амулет или оберег).
Изображения монаха могли также различаться между собой по размеру. В том случае, если маленькие изображения были распространены среди мирян, то внутри храмов или монастырей изображения монаха могли достигать нескольких метров в высоту. В качестве примера можно отметить храм Ват Пхра Тхат на территории древнего г. Харипунчайя в провинции Лампхун, Таиланд, где Гавампати выступает в роли объекта поклонения и подношения ритуальных предметов.