#Буддийский пантеонБуддийский пантеонИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегБуддийский пантеонБуддийский пантеонНайденo 12 статейДуховные существаДуховные существа ДакиниДа́кини, в индуистской мифологии – свирепые демонические существа женского пола, составляющие свиту богини Кали. В ваджраяне либо считаются спутницами идамов, либо сами выступают в их роли. В тибетском и монгольском буддизме – всякое женское божество или дух. В тюркской и монгольской шаманской мифологии примыкают к разряду бурханов (божеств), иногда входят в него.Божества МараМа́ра, в буддизме бог зла и смерти, глава сонма демонических существ, которого победил Будда Шакьямуни в ночь Просветления. В широком смысле – воплощение всех видов зла, ложных воззрений, иллюзий и других препятствий на духовном пути.Божества МахастхамапраптаМахастхамапра́пта (санскр. महास्थामप्राप्त, буквально – достигший великой силы; 大勢至菩薩, пиньинь dàshìzhì púsà, также 得大勢菩薩 dédàshì púsà), в буддизме бодхисаттва, почитаемый в различных направлениях махаяны. В школе Чистой земли изображается как спутник бодхисаттвы Амитабхи наряду с Гуань-инь. Один из 13 будд, почитаемых школой Сингон. Упоминается в «Шурангама-сутре», «Лотосовой сутре», «Амитаюрдхьяна-сутре» и др.Божества ШаньцайШаньца́й, второстепенный персонаж пантеона китайского буддизма, восходящий к индо-буддийской традиции. Его история представлена в «Гандавьюха-сутре», входящей в состав китайского варианта «Аватамсака-сутры». Шаньцай обычно изображается в облике мальчика или юноши – спутника бодхисатвы Гуань-инь (Гуань-ши-инь), наряду с дочерью царя драконов Лун-нюй. Его образ, претерпев ряд трансформаций под влиянием даосизма и народных верований, стал популярным в Китае. Шаньцай – персонаж народных буддийских сочинений баоцзюань («драгоценные свитки»), а также классической китайской литературы на байхуа (разговорном китайском языке), прежде всего романа «Путешествие на Запад» У Чэнъэня.Божества Лун-нюйЛун-нюй, персонаж пантеона китайского буддизма, восходящий к индо-буддийской традиции, а также народной религии Китая. Генезис образа Лун-нюй как буддийского божества восходит к 12-й главе «Лотосовой сутры». В Китае Лун-нюй изображается, как правило, в качестве спутницы бодхисаттвы Гуань-инь (Гуань-ши-инь). Дева Лун-нюй со временем стала персонажем средневековых новелл чуаньци и сочинений в жанре баоцзюань (песенно-повествовательной литературы проповеднического характера), где её образ получил определённое развитие и трансформировался под влиянием даосизма и народных верований.Религиозные деятели ГавампатиГава́мпати, ученик Будды Шакьямуни, один из первых десяти мирян, посвящённых в сангху самим Буддой и достигших впоследствии состояния архата – существа, полностью освободившегося от сансары. Культ Гавампати получил большое распространение в странах Юго-Восточной Азии ареала буддизма тхеравады (Мьянма, Лаос, Камбоджа, Таиланд).Духовные существа АкшобхьяАкшо́бхья, один из самых ранних будд махаяны, культ которого начал складываться в 1 в. Акшобхью изображают синим; в его мифологической семье – несколько известных бодхисаттв, например, Манджушри.Духовные существа МанджушриМанджушри́, в буддизме махаяны и ваджраяны имя бодхисаттвы высшей, 10-й, стадии (бхуми) духовного роста. Считается воплощением мудрости (праджня), покровителем знания (джняна) и сутр Праджняпарамиты.Духовные существа МайтреяМайтре́я, в буддизме – будда или бодхисаттва, которого Будда Шакьямуни назвал «Буддой будущего». В отдельные исторические эпохи культ Майтреи играл видную роль в буддизме Китая, Мьянмы и других стран, но наибольшее развитие получил в Корее.Духовные существа АмитабхаАмита́бха, один из главных будд в махаяне и ваджраяне. Первым из махаянских мыслителей упомянул об Амитабхе буддийский мыслитель Нагарджуна (2–3 вв.). В иконографии Амитабху изображают красным цветом, на павлиньем троне, с чашей для подаяния или лотосом в руках. В его мифологическую семью входят Будда Шакьямуни (земное воплощение Амитабхи) и бодхисаттва Авалокитешвара. 12